Помощь и льготы в кризис получат крупные компании

Правительство Петербурга признало, что принятые Западом санкции негативно сказались на экономике города и привели к сокращению потребительской активности. В связи с этим в начале осени Смольный одобрил пакет налоговых льгот. Вице-губернатор Михаил Мокрецов прямо заявлял, что эти меры вводятся в условиях «известной политической ситуации и санкций».
Первый пакет льгот для бизнеса должен быть введен в 2015 году. Эффективность налоговых послаблений будет анализироваться ежегодно.
На данный момент известно, что пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 13,5% (вместо 18%) будет установлена для трех категорий предпринимателей: тех, кто вложил в свою компанию более 15 млрд. рублей за пять лет, тех, кто вложил более 800 млн. за три года, и тех, у кого более 100 работников получают зарплату в 12 раз выше средней. Однако в первом случае льгота будет действовать семь лет, во втором – пять, в третьем – год с момента возникновения права.
Пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 15,5% будет применена к тем предпринимателям, размер капитальных вложений которых за год составил более 300 млн. рублей. Льгота будет действовать три года.
Кроме того, правительство предлагает установить нулевой налог на имущество для предпринимателей, вложивших более 300 млн. рублей за три года в недвижимое имущество, которое не предназначено для аренды. Нулевая ставка на земельный налог будет действовать для компаний, которые вложили в недвижимость на земельном участке более 100 млн. рублей за три года.
Эксперты считают, что такие меры призваны смягчить действие санкций на крупный бизнес. Но малым предприятиям это никак не поможет.
По словам главного специалиста Леонтьевского центра Льва Савулькина, малые и средние предприятия гораздо больше, чем крупные, зависят от происходящего в бизнес-среде и довольно чутко реагируют на изменения.
Вот только крупные компаний вхожи в органы власти. А индивидуального предпринимателя никто на смольнинский порог не пустит. Поэтому ему сложнее решать возникающие проблемы.
К примеру, в последнее время широко обсуждается тема перекредитования банков с последующим увеличением ставок по займам. Если для предприятий с большим оборотом взять дорогие кредиты реально, то для малого бизнеса — нет.
“Необходимо снизить налоговое давление. Сделать его минимальным. А все разрешительные процедуры, наоборот, должны проходить как можно быстрее. Надо думать, как эти вопросы решить", — считает Савулькин.
Координатор ассоциации торговых предприятий «Союз» Илья Пинский убежден, что малый бизнес находится в ущемленном состоянии, причем не только в Петербурге, но и в России в целом. Принято считать, что сетевые ретейлеры обладают сильным лобби во власти. Владельцы «обычных» магазинов этим похвастаться не могут. Например, не так давно обсуждался проект поправок в налоговый кодекс. Предполагалось вывести за рамки налогооблагаемой базы товар, украденный в магазинах. Но «списывать кражу» могли только магазины самообслуживания, площадь которых превышала 100 кв. метров. То есть сетевикам предлагался легальный способ ухода от налогообложения, а вот маленьким магазинам — нет.
После введения контрсанкций крупный бизнес также показал свою силу. Представители сетей пришли к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и попросили преференций для «хорошей жизни в изменившихся условиях». Чиновник принял делегацию, началась проработка пакета мер поддержки.
При этом сами крупные компании фактически не обращают внимания на малый бизнес. Например, недавно в Государственной Думе обсуждались поправки в Закон о торговле. Речь шла об отмене «входных бонусов», которые сети требуют от поставщиков продукции за то, чтобы их товар присутствовал на полке магазина. На общественные слушания пришли средние и малые производители, поставщики и представители Федеральной антимонопольной службы. Не было только представителей сетей, хотя их приглашали.
Пинский вспоминает, что раньше в Петербурге существовала программа, по которой предприниматель на открытие своего бизнеса мог безвозмездно получить грант в размере 300 тыс. рублей. Однако программа завершилась скандалом, который широко освещался в СМИ. Фондовые деньги разворовали. Был и проект «Ленинградские продукты» — получая субсидии города, производители выпускали качественные и недорогие товары. Программа просуществовала только два года, хотя сейчас идет вопрос о ее реанимации.
«Говорить о том, что государство не предпринимает попыток поддержать малый бизнес, нельзя. Но, к сожалению, эти попытки зачастую оказываются безрезультативными. При этом надо понимать, что если малых предпринимателей оставить без поддержки, то все заполонят сети. Они и так сегодня являются монополистами, т. е. могут диктовать свои условия. Но с наскока решать вопрос поддержки малого бизнеса нельзя. Нашим властям для начало обратиться к опыту стран Запада, в которых этот самый малый бизнес процветает, изучить их законодательство», — уверен Пинский.
Санкции сильнейшим образом ударили по отечественному рынку туриндустрии. Летом закрылись десятки крупных и мелких туркомпаний и операторов. Многие из них не только отправляли клиентов за рубеж, но и принимали иностранных гостей в Петербурге. Это не могло не сказаться и на гостиничном бизнесе. Заполняемость отелей города минувшим летом снизилась на 30%. Президент Ассоциации малых гостиниц Петербурга Владимир Васильев также отмечает, что серьезной помощи малому и среднему бизнесу власти практически не оказывали. Исключение составили предприниматели, которые занимались «инновациями». «Образно говоря, с милой улыбкой тебе под столом показывают кукиш», — описывает господдержку Васильев. Никаких преференций, особенно связанных с налоговыми льготами, получить не удалось. Васильев вспоминает, что даже в кризисный 2008 год «относительно здравствующая Украина» для своих гостиничных предприятий отменила налог на добавленную стоимость. Россиянам же приходилось выживать самостоятельно и тогда, и теперь. В начале осени, по словам Васильева, туристический рынок Петербурга был фактически уничтожен.
«Экономическая ситуация очень сложная. Правительство пытается оказать поддержку, но она запоздала. Так, законодательство в гостиничной сфере надо было начинать приводить в порядок еще восемь лет назад», — считает Васильев. При этом эксперт отмечает, что местный комитет по развитию туризма все-таки обещал оказать помощь. Например, в пятнадцати городах-миллионниках планируется провести выставочные петербургские мероприятия. Участие в них должно быть бесплатным.
Председатель Ассоциации предприятий бытового обслуживания, в прошлом начальник управления бытового обслуживания Ленинграда Юрий Филатов считает, что на развитие химчисток, парикмахерских и разного рода мастерских повлияли «санкции не Запада, а России». Изменилась налоговая структура — НДФЛ был увеличен практически в два раза. «Наша налоговая система была изменена так, что сферу услуг приравняли к большой промышленности. Теперь сапожник платит как машиностроитель», — недоумевает Филатов. Неизвестно также, каким будет механизм начисления арендной платы, после того как будет завершен процесс кадастрирования недвижимости. Впрочем, в льготную систему уже никто не верит.
Принято считать, что в периоды реформ быстрее всего развивается именно сфера услуг, которая по большей части представлена малыми предприятиями. ИП мобильнее крупного холдинга — всегда готов предоставить продукт или услугу, востребованную в конкретный момент. Тот факт, что сегодня малые предприниматели просят помощи у государства, говорит о том, что до настоящих реформ нам еще очень и очень далеко.

Константин Семернев,
Росбалт, 27.10.2014 г.