Магазин у дома — с корзинкой по городу

Ведь именно на берегах Невы базируются многие торговые компании. Крупные семейные закупки в гипер­ и супермаркетах стали для горожан уже традицией. Вот только расположение супермаркетов в городе вызывает радость у одних и недовольство у других.
По разным оценкам сейчас доля сетевой торговли составляет 82–85% от всего торгового оборота Северной столицы.
«На самом деле это рассчитано по косвенным показателям, а точной цифры не существует, потому что нет внятной технологии подсчета, а также точных исходных данных. Кому же выгодно показывать весь объем своей работы, когда это может насторожить и Федеральную антимонопольную службу, и налоговую?» — рассказал «АН» Алексей Третьяков, председатель Санкт­-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. По словам нашего собеседника, в период правления Валентины Матвиенко пятна под застройку выделялись практически целевым образом, без проведения торгов: «Подкопаться к этому сложно, поскольку в то время в городе был принят закон о стратегических инвесторах. Крупному капиталу позволялось практически все и “целевка” на этом фоне просто “несущественная мелочь”».
Борис Юшенков, координатор Гильдии управляющих и девелоперов, не согласен с этим: «При Яковлеве так и происходило. При Матвиенко — по­-разному. Можно было участок легко получить, а можно было и выиграть на очень приличном конкурсе». Сейчас, утверждает Юшенков, город уже все «сладкие» пятна распродал. Есть возможность купить их на вторичном рынке, но, конечно, уже по рыночной цене. Впрочем, как считают другие эксперты, потенциал для рынка супер­ и гипермаркетов все еще большой как в новых, так и в давно сформировавшихся районах.
Не секрет, что распределение таких торговых объектов происходит крайне неравномерно. Если верить аналитикам, наш город — единственный, в котором супер­ и гипермаркеты имеют формат «магазин у дома» (что хорошо ощущается в «спальных» районах). На выезде из города, например, на Пулковском шоссе они вообще находятся буквально бок о бок, а ближе к центру отсутствуют как факт. Жителям Петроградской стороны, чтобы крупно «закупиться», надо ехать ближе к новостройкам Васильевского острова или на улицу Савушкина. «Гипермаркету нужен участок не менее трех гектаров. Так что мы никогда не увидим его ни в Петроградском районе, ни на Невском проспекте, ни на Стрелке Васильевского острова», — комментирует ситуацию Борис Юшенков.
Опрошенные нами петербуржцы искренне порадовались такому объяснению. Никто из наших собеседников не рад был бы видеть «гипер» в центре города. Правда, сетевые магазины меньшего формата (супермаркеты) все же работают в торговых комплексах. Что касается облика таких ТРК, то, по словам того же Юшенкова, «если это не исторический центр, то никаких норм по внешнему виду не существует. Так что единственный контролер — совесть девелопера».
«Однако и в отношении центра города каких­то определенных норм по облику новых построек нет ни в законе СПб № 820­7 (“О границах зон охраны”) ни в Правилах землепользования и застройки. Правда, есть большие ограничения по габаритам и высотности», — добавляет Александр Кононов, заместитель председателя Санкт­-Петербургского отделения ВООПИиК.
Иногда у ретейлеров все же появляются проблемы при согласовании проектов строительства с городской администрацией. Но в целом торговые сети продолжают расширяться. По некоторым источникам, еще в конце февраля у нас насчитывалось 67 гипермаркетов. Так или нет, но количество их точно не стоит на месте. Добавьте к этому десятки супермаркетов (каждый месяц открывается по 3–4 новых) и сотни небольших продуктовых магазинов­дискаутеров. Все это, конечно, не может пройти бесследно для малого и среднего бизнеса.

Специалисты по потребительскому рынку, а также сознательные граждане свидетельствуют: супер­ и гипермаркеты губят малые предприятия, располагающиеся неподалеку. Или, по крайней мере, создают им большие трудности.
Что до расположения их по городу, то в недрах одной компании, конечно, есть внутреннее планирование, однако в генплане прописаны только социальные объекты: школы, детские сады, пожарные части, поликлиники и т.д. Коммерция там не зафиксирована, — пояснили в Гильдии девелоперов.
«Складывается впечатление, что у города вообще нет стратегии развития, — считает Иван Уралов, в недавнем прошлом — главный художник Петербурга. — Причем, не только градостроительной стратегии, но и социально­экономической лет на 40–50 вперед. Исходя из нее можно было бы определять, что делать сегодня».

Елена Петровская, «Аргументы недели Санкт-Петербург», 07.05.2013.