Предприниматели идут на Москву

Если Александр Беглов не выполнит свое обещание продлить мораторий для НТО из адресной программы до 15 мая, петербургские предприниматели будут добиваться правды в Кремле и Белом доме.

Лидер РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина констатирует: пока все обещания губернатора существуют только на словах, без оформленных документов. Это вызывает понятное беспокойство предпринимателей. Под угрозой закрытия 278 объектов из Схемы размещения. И сидеть, сложа руки, малый бизнес не собирается.

Предприниматели решили самостоятельно определиться с тем, какие именно объекты входят в обозначенные 278, объехать их все за праздничные дни и определиться с тем, что подлежат сносу, а что можно сохранить. Эту работу могли бы облегчить чиновники, составившие список, но ответственные лица держат перечень «незаконных» объектов в тайне, не желая предоставлять информацию руководителям предпринимательских организаций.

В мутной воде

Председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков, правда, уточняет, что пока еще ни один договор с владельцами НТО из перечня не расторгнут, но отсутствие документа держит всех в напряжении.

«Инвентаризацию НТО чиновники провели еще до пандемии, – утверждает он. – Но никаких решений с тех пор не принято. Более того, есть предписание прокуратуры, не позволяющее исключать объекты НТО из Схемы размещения при наличии действующего договора». По информации Меньшикова, не все благополучно и с нормативной базой, к примеру, так и не выпущена упрощенная форма постановления 1045.

«Проект давно готов, осталось достать его из-под сукна, но в мутной воде, видимо, рыбу ловить проще», – предполагает он причину нерасторопности чиновников.

Предприниматель Ашот Эфендиев задается вопросом, подсчитывал ли кто-нибудь, сколько денег потеряет бюджет города (арендные платежи + налоги), если все 278 объектов будут закрыты, и сколько людей лишится работы? И ведь действительно – никто такими данными не озаботился.

Депутат Законодательного собрания Ирина Иванова считает, что самим вывести эти данные проще, чем ждать ответа из КИО. «Запрос-то я направлю, но вот ответят или нет? Не проще ли самим выявить все объекты, посетить их, узнать, какую аренду платит владелец и сколько человек у него трудится», – предлагает она.

Янина Гришина готова определить адресный перечень объектов по открытой информации, имеющейся на сайтах ведомств Смольного. Актив РОО «Содействие малому бизнесу» объедут городские районы и соберут необходимые сведения об объектах.

Как замечает Ирина Иванова, в малом бизнесе, по данным губернатора, работает 1,3 млн человек, в три раза больше, чем в промышленности, и это почти половина всего трудоспособного населения города. «Согласно федеральному законодательству, Схему размещения НТО сокращать нельзя, – конкретизирует депутат. – Закрывая действующие объекты, город не сможет разместить на них что-то другое, а потому не очень понятно, зачем убивать работающие больше 13 лет предприятия, имеющие акты ввода объекта в строй».

Кстати, напоминает Гришина, к лету должны принять 381-фз, тогда у власти появится право предоставления альтернативных мест, взамен изъятых.

На каждого предпринимателя – куча проверяющих

Тем временем бизнес продолжают «кошмарить», несмотря на указания этого не делать сверху.

Примеров достаточно. Предприниматель Юрий Рагулин говорит, что представители муниципального образования «Пискаревка» составили акт на его ларек, торгующий овощами, как на незаконный объект. Увидев гору ящиков с овощами и фруктами, только что выгруженных из машины, представитель муниципалитета составил тот самый акт о незаконной торговле, не слушая работника, что товар через 10 минут перенесут в ларек. Аналогичные акты составляют представители МВД в случае отказа предъявить разрешение на торговлю (которые ныне не выдаются), разрешением является договор аренды земельного участка, но незаконных проверяющих он почему-то не устраивает.

«На самом деле, это прямое воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», – подчеркивает Владимир Меньшиков. По словам общественника, все вышеозначенные протоколы имеет право составлять только сотрудник исполнительных органов власти, ни муниципалы, ни полицейские таковыми не являются. Янина Гришина предлагает предпринимателям научить сотрудников фиксировать подобные «проверки» включая составление протоколов, на смартфон. В суде эти видеофакты могут сыграть решающую роль.

Что касается проверок в целом, лидер РОО «Содействие малому бизнесу» напоминает, что согласно распоряжению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина «О мерах поддержки малых и средних предпринимателей в сфере торговли и развитии малоформатной торговли» № 208 от 30.01.21 г. регионам рекомендовано максимально снизить административные барьеры, в том числе, проверки, без торгов продлевать договора на аренду земельных участков и в двухмесячный срок разработать необходимые нормативно-правовые документы.

Прошло уже три месяца, подметил корреспондент «Новостей малого бизнеса».

НТО – объект благоустройства

Между чиновниками и владельцами предприятий общепита, размещенных в НТО, продолжается противостояние – Смольный опять не разрешает выставлять уличную мебель бесплатно.

«За деньги, пожалуйста, – констатирует Ашот Эфендиев, – а бесплатно – только предприятиям, расположенных в капитальных строениях». И это высказывание показывает откровенное двуличие Юридического комитета Смольного, утверждающего, что НТО является объектом благоустройства, рядом с которым запрещено устанавливать другой – в виде уличной мебели.

Получается, что за деньги два объекта благоустройства соседствовать могут, а бесплатно – ни в коем случае. Впрочем, предпринимателей обнадеживает, что Ирина Иванова в соавторстве с Денисом Четырбоком намерена подготовить соответствующий законопроект для решегния проблемы. Вот только зная скорость законодателей и чиновников в разработке документов, можно предположить, что и в нынешний летний сезон владельцам общепита в НТО придется непросто.

Лилиана ГЛАЗОВА