Бизнесменов защитят за счет казны

Городского уполномоченного по защите прав предпринимателей будет назначать губернатор по согласованию с бизнес-омбудсменом при президенте РФ и петербургским парламентом сроком на 5 лет. Занимать новую должность смогут граждане России старше 30 лет и имеющее высшее образование. Новому уполномоченному положен аппарат численностью до 15 человек, для сравнения: в аппарате уполномоченного по правам человека может работать не более 20 сотрудников. Бизнес-омбудсмен должен будет не только защищать нарушенные права предпринимателей, но и «содействовать улучшению делового и инвестиционного климата в Санкт-Петербурге».
На содержание нового уполномоченного в бюджете Санкт-Петербурга загодя, до принятия соответствующих изменений в городское законодательство, было заложено 1,937 млн рублей на 2014 год. На содержание его аппарата – 29,14 млн рублей. Уполномоченный по правам человека обходится городу не намного дороже: 2 млн на содержание самого госслужащего и 48,14 млн на аппарат. На детского омбудсмена выделен 1,93 млн рублей, а на его аппарат 41 млн рублей.
Судя по публикациям на официальном сайте, аппарат уполномоченного по правам человека за месяц успевает результативно рассмотреть от двух до пяти обращений граждан. Тематический разброс достаточно широк – начиная от незаконного кафе-шавермы во дворе жилого дома и заканчивая «коллективными проблемами садоводств». Аппарат детского омбудсмена занимается, естественно, исключительно проблемами несовершеннолетних, и, судя по активному обновлению сайта и комментариям граждан, работы у него раза в два больше.
Когда предложенный губернатором Санкт-Петербурга законопроект о введении в городе третьей государственной должности уполномоченного обсуждался в первом чтении, некоторые депутаты усомнились в ее целесообразности и даже назвали ее «лоббистской структурой». Тем не менее за закон о бизнес-омбудсмене проголосовали 34 депутата, а за соответствующие изменения в городской устав – 30. Спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров даже предложил представителю губернатора Санкт-Петербурга в парламенте Михаилу Бродскому перед вторым чтением «провести консультации с коллегами», так как для принятия изменений в устав города в целом необходимо минимум 34 голоса парламентариев.
Но у петербургского парламента практически нет выбора, принимать документ или нет, – городское законодательство надо приводить в соответствие с федеральным. До принятия закона на уровне РФ в мае 2013 года бизнес-омбудсмены были в двух десятках регионов страны, но работали на общественных началах. В Петербурге эту должность занимает Александр Абросимов, выдвинутый в 2012 году городским отделением партии «Деловая Россия» и Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой. Александр Абросимов считает, что после вступления закона в силу работа уполномоченного по правам предпринимателей станет эффективнее благодаря новым правам, например запрашивать в органах госвласти необходимые для работы документы. «Сегодня я могу действовать только как обычный представитель общественной организации, а когда появится закон, возможности для защиты интересов предпринимателей расширятся», — говорит Александр Абросимов.
Исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков отмечает, что предпринимательское сообщество давно ждет появления института бизнес-омбудсмена. «На сегодняшний день эта позиция имеет статус совещательный и чиновники могут не реагировать на действия уполномоченного, — говорит Владимир Меньшиков. – А он мог бы способствовать решению проблем бизнеса. Например, незаконной торговли — добросовестный предприниматель платит налоги и арендную плату, а рядом появляются объекты без документов и с товаром непонятного происхождения. И никакая здоровая конкуренция в данном случае не возможна.
Предполагается, что уполномоченный — это некая последняя инстанция, куда предприниматель может идти, если считает, что его права нарушаются и действия с его стороны не приводят к результату. В Петербурге в последние годы постоянно откладывается принятие нужных для бизнеса решений. Если проходят форумы малого бизнеса или общественные советы при губернаторе, то только треть озвученных там предложений запускается в работу и из этой трети треть реализуется».
Председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров в 2012 году составлял конкуренцию Александру Абросимову в соискании должности уполномоченного на общественных началах. Сегодня Федоров утверждает, что не завидует петербургскому бизнес-омбудсмену и стал бы претендовать на это место, только если Абросимов от него откажется.
«Состояние среды обитания малого и среднего бизнеса в Петербурге в последние несколько лет ухудшалось, — говорит Сергей Федоров. — С моей точки зрения, уполномоченный по правам предпринимателей и его аппарат может навести элементарный порядок в создании этой среды. Нужно изменить систему управления экономикой города. Сегодня более 3,5 тысячи чиновников районных администраций не имеют понятия о том, что такое пополнять бюджет родного города, потому что отсутствуют бюджеты районов. Монополии тормозят рост экономики: 80% предприятий малого и среднего бизнеса не имеют договоров на энергоснабжение. Сегодня стартовать в реальном секторе экономики в Петербурге невозможно. Кроме того, коррупция сегодня носит системный характер. Полиция не защищает частной собственности и интересов граждан. Все эти задачи будут лежать на омбудсмене».
А вот председатель Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков от нового закона о бизнес-омбудсмене особых перемен в жизни предпринимателей не ждет. «Занимающий эту должность на общественных началах сегодня Александр Абросимов фактически инкорпорирован в систему и те ресурсы, которые должности положены, в значительной мере и так в его руках, — говорит Алексей Третьяков. — Функциональное усиление будет. Другое дело, сам факт появления этой должности свидетельствует, что глобально система не работает. Все эти уполномоченные по правам — это люди, которым ведерками предлагают вычерпать море. Вероятнее всего, помощь будет оказываться точечно, и уполномоченному по правам предпринимателей не будет разрешено замахиваться на системные проблемы. Например, примат интересов крупных торговых сетей, ради которых уничтожают в том числе и нормативно-правовым путем всю альтернативную розничную торговлю. А от этого страдают покупатели, потому что нет конкуренции. Но есть федеральный лозунг: сети — наше все, и никакому уполномоченному в это вмешиваться не дадут. Вторая проблема – энергоснабжение, где естественные монополии всем выкручивают руки».
Петербургские депутаты от оппозиции к новой госдолжности относятся куда критичнее. «Я считаю, что это излишняя структура, – не нужен спецуполномоченный по правам разных групп населения, достаточно так построить законодательство, чтобы нормально функционировало предпринимательское сообщество, — говорит «яблочник» Александр Кобринский. — Мне уже предлагали ввести в законодательство должность уполномоченного по правам животных. У пенсионеров сегодня много проблем – значит ли это, что и им нужен свой уполномоченный? Создавая такого рода должности, государство открыто признает, что ничего не может поделать с проблемами, существующими в стране».
Беспартийный депутат Ирина Комолова, которая в ходе первого чтения выступила с критикой института уполномоченного по правам предпринимателей, назвав его лоббистской структурой, также считает, что закон не имеет смысла. «Никакими поправками его не улучшить, он рамочный и списан с закона об уполномоченном по правам человека, — говорит Ирина Комолова. – А уполномоченный по правам предпринимателей при правительстве и за государственный счет – нонсенс. Если у предпринимателей есть особые проблемы, которые не регулируются текущим законодательством и Административным кодексом, и требуется переговорщик для кулуарных переговоров с властью, логично было бы, чтобы этот переговорщик существовал как лоббистская структура. Пусть бы предприниматели создавали для этого свои ассоциации. А введение государственной должности – это признание того, что система не функционирует. Либо предприниматели работают в обычном законном поле, одинаковом для всех граждан России, либо им требуются переговорщики, которые будут эти вопросы в неправовом поле решать».
«Мы голосовали против этого законопроекта (против инициативы в первом чтении было подано 11 голосов депутатов. – Прим. ред.), потому что мы считаем, что институт любого уполномоченного должен утверждаться депутатами, народными избранниками, — говорит депутат фракции «Справедливая Россия» Марина Шишкина. — А при назначении уполномоченного губернатором смысл института теряется. Мое мнение – предприниматели не являются такой уж беззащитной категорией, чтобы им требовался специальный омбудсмен. Эта категория граждан должна подчиняться основным законам, Трудовому и Гражданскому кодексам. Тогда уж надо назначать уполномоченных по делам врачей и учителей. А мы вводим новую государственную должность, чтобы неработающую систему подстегивать. А надо рыночные механизмы создавать, чтобы предпринимателей не надо было защищать, и законы выполнять нормально».

Венера Галеева,
«Фонтанка.ру», 03.11.2013 г.