«Малыши» без контракта?

Вначале немного о плюсах нового закона. 94-ФЗ, который на протяжении многих лет совершенно справедливо вызывал изжогу своих «пользователей», регулирует исключительно порядок заключения контрактов. Принятый в начале апреля 44-ФЗ предусматривает регулирование всего цикла закупки, от планирования до анализа эффективности исполнения контракта. Такой посыл, по мнению руководителя ООО «Tендеры.ру» Кирилла Кузнецова, безусловный шаг вперед.

Ведущий российский специалист по регламентации закупочной деятельности уверен, что многие проблемные моменты сегодняшней системы связаны с тем, что 94-ФЗ не распространяется на ряд сфер, будь то нормирование, определение, обоснование целесообразности, требования к предмету и условиям закупки и исполнения контракта.

«Новый закон предусматривает новые инструменты, позволяющие снизить вероятность приобретения «золотых туалетных ершиков», расширяется и арсенал способов выбора поставщиков, в числе которых появились, например, двухэтапный конкурс и запрос предложений, – пояснил Кирилл Кузнецов «Новостям малого бизнеса». – Появляются официальные инструменты общественного контроля, предусмотрены и меры для поддержки отечественного поставщика, малого бизнеса и социально-ориентированных организаций, впрочем, принципиально не отличающиеся от подходов, знакомых нам по 94-ФЗ».

Тем не менее, как отметил эксперт в разговоре с корреспондентом «НМБ», революции в части борьбы с мошенниками профессиональное сообщество пока не наблюдает. Так, по словам Кирилла Кузнецова, антидемпинговые меры (которые экономисты ставят в несомненный плюс нового закона – Ред.) сведены лишь к увеличенному обеспечению в случае сильного снижения цены. В остальном же, как и прежде, остаются возможности использовать обжалование для борьбы с конкурентами и подачи заявок через фирмы-однодневки. Хотя и несколько лучше обстоит ситуация в части борьбы с недобросовестным исполнителем – здесь появилась возможность одностороннего расторжения контракта.

Вместе с тем, 44-ФЗ не только заимствовал ряд проблемных моментов существовавших в 94-ФЗ, но и добавил к ним свою собственную проблематику – полагает председатель НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Екатерина Лезина. Причем, по ее мнению, решение этой проблематики теперь будет затруднено еще и в связи с отсутствием практики работы по новому закону.

В частности, эксперт приводит в пример статью 37 нового закона, согласно которой, цитируем, «если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)» или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, в случае, если при проведении конкурса или аукциона начальная цена контракта составляет пятнадцать млн рублей и менее.

Как следует из закона, подтвердить добросовестность участника закупки сможет информация, содержащаяся в реестре контрактов. По идее, она должна засвидетельствовать исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в мероприятии трех контрактов (при этом они должны быть исполнены без применения неустоек) либо четырех и более контрактов (из них не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должно быть исполнено без неустоек).

«Очевидно, что указанные меры значительно затруднят участие в закупках для субъектов малого бизнеса, при этом они существенно не повлияют на крупные компании, обладающие большими финансовыми возможностями и существующие на рынке более длительное время, – полагает Екатерина Лезина. – Таким образом это не только дает преференции ряду участников закупок, но и может привести к росту злоупотреблений с их с стороны. С некоторыми из них мы сталкивались при размещении заказов в соответствии с 94-ФЗ (демпинг цен, отступные за отказ от контракта, передача исполнения контракта на субподряд и пр.)».

Еще один способ формального «отсева» участников закупок эксперт усматривает в части 9 статьи 37. Там сказано, что если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения, то «участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене».

«Принимая во внимание, что в законе отсутствует порядок осуществления таких действий и основания для признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной, это понятие, по сути, является оценочным», – констатирует эксперт.

Интересно, что действующее законодательство о размещении заказов не предусматривает одностороннего отказа от исполнения госконтрактов. Однако новый закон прописывает такую норму в части 9 и 15 статьи 95. Так, например, 44-ФЗ возлагает на заказчика обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, «если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

«Данные положения фактически нивелируют процедуры проведения закупок, и позволяют заказчику расторгать контракты с «неугодными» поставщиками (подрядчиками, исполнителями) – полагает Екатерина Лезина. – Однако нельзя не отметить и положительную новеллу 44-ФЗ. Теперь поставщик (подрядчик, исполнитель) тоже вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено такое право».

В целом же, эксперту представляет маловероятным, что механизмы, изложенные в 44-ФЗ, кардинальным образом усовершенствуют систему госзакупок. Ведь основной идеей контрактной системы в сфере закупок является смещение акцента с процедурных моментов проведения закупок и борьбы за конкуренцию на единство системы таких закупок и эффективность исполнения контрактов:

«Однако невозможно говорить об эффективности исполнения контрактов, в отрыве от процедур закупок. Без детальной регламентации таких процедур контракты по-прежнему часто будут заключаться со «своими», а эффективность исполнения таких контрактов только снизится».

По мнению эксперта, рынок госзакупок станет еще более закрытым для большинства участников, за исключением небольшого круга «избранных» компаний. Что особенно негативно может отразиться на компаниях малого и среднего бизнеса, только начинающих свой путь.

Алла СЕРОВА, «Новости малого бизнеса»