Бизнес без слов

Чтобы делать прекрасные фотографии и быть востребованным фотографом, не обязательно слышать. Главное – видеть и чувствовать

Этот необычный бизнес начался с благотворительной акции. В 2008 году петербургская школа профессиональной фотографии.

FotoТrend в рамках акции под названием «Без слов» первой в России начала проводить обучение основам фотосъемки глухих и слабослышащих людей.

Первооткрывателем была Лариса Табачкова. Спустя пять лет она передала бразды правления Катерине Лукошковой, которая в свою очередь подключила к общему делу Юлию Бурлину. Самостоятельный проект «Без Слов» появился на свет в 2016 году, когда Катя и Юля решили собрать целую группу, состоящую из слабослышащих фотографов.

В Петербурге сегодня проживает 17 тысяч человек с нарушениями слуха. Не у всех есть возможность получить полноценное обучение визуальным искусствам, а человеку с нарушением слуха – тем более. Тут вопрос восприятия имеет большую роль. Например, глухому практически не реально найти видео-уроки по интересующей его теме в сфере творчества. Большинству из таких творцов сложно понять что-либо, даже если обучающее видео будет с субтитрами. Во всяком случае, по таким сложным темам, как углубленное изучение композиции, работа со светом, работа в фото- и видео- редакторах. В проекте «БезСлов» все это есть.

Бизнес vs клуб по интересам

Как полагают участники проекта, при правильном подходе обучение фотомастерству глухих и слабослышащих людей вполне может стать эффективным и прибыльным бизнесом. Пока же они дипломатично называют его перспективным.

«Сейчас это и клуб по интересам, и подающий надежды коммерческий проект, – поясняет Юлия Бурлина. – На данный момент мы выходим «в ноль». С вырученных денег можно выдавать зарплату преподавателям, сурдопереводчикам, платить аренду и обеспечивать учеников всем необходимым. В перспективе мы хотим давать образование по всем видам визуального искусства и новых медиа (современная журналистика, блоггинг, видеопроизводство, анимация). Сейчас же просто не хватает рук и некоторых знаний в сфере предпринимательства».

Недавно проект стал участником Социального акселератора ЦРНО (Центра развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга) – специальной программы по сопровождению предпринимательских проектов НКО и социальных стартапов.

По словам ребят из «БезСлов», сегодня им больше всего нужны юридические знания: по открытию школы с собственным помещением или аренде помещения, советы по бизнес-модели для столь нетипичного дела, экономические расчеты проекта.

«Мы уже добились понимания и обратной связи в такой специфической аудитории, как люди с нарушениями слуха, однако многие экономические нюансы для нас пока остаются тайной, – призналась Бурлина. – Вся команда у нас – думающая, все умеют анализировать. Нам как раз подходит такая система, как в акселераторе. Наставник лишь слегка подсказывает направление, а мы уже дальше работаем сами. В нашем проекте преподаватели обучают слабослышащих фотографов так же: большую часть времени студент работает сам! Таким образом, он получает больше практического опыта, его авторское начало может развиваться самостоятельно, без указки. И мы всегда за Авторов».

Немного цифр

Экономическое обоснование проекта пока выглядит следующим образом. Затраты фирмы на курс «Базовый» составляют 152 тысячи рублей. Цена курса для одного студента составляет 15 тысяч рублей. Учеба длится два месяца. Стоимость одного отдельного мастер-класса для студента разнится в зависимости от уровня мастера и от тематики.

«Мы хотим, чтобы каждый член команды получал достойную зарплату, был мотивирован на дальнейшее развитие, заражал своей энергией окружающих. Так, чтобы больше людей хотели попасть в наш проект. О других показателях бизнеса сейчас говорить рано, ведь «Москва не сразу строилась»… Поэтому мы понимаем, что в начале и 100 тысяч чистой прибыли – это будет прекрасно! В дальнейшем, конечно, хотим добиться больших результатов, разрастись в большую компанию, предоставлять рабочие места людям с нарушением слуха, с последующим обучением», – говорят начинающие предприниматели.

Пока у «БезСлов» есть лишь черновой вариант бизнес-модели, который был разработан на первой ступени обучения в Социальном акселераторе. Она будет дополняться и редактироваться. Своего помещения у организации также нет, а реклама проекта сегодня целиком происходит за счет сарафанного радио, группы «Вконтакте» и страницы в Instagram.

Конкуренция и миссия

Преподаватели-предприниматели пока не видят для себя конкурентов на рынке Санкт-Петербурга, а возможно и всей нашей страны. Ребята утверждают, что провели поиск аналогичных проектов и получили «отрицательный ответ».

«Да, известно, что некоторые фотографы с нарушением слуха проводят индивидуальные занятия с такими же учениками, но свою школу они пока не открывают, ссылаясь на финансовые трудности. Московская школа фотографии вела несколько подобных курсов, хотя на данный момент ничего полномасштабного там не проводится. Основная причина – недобор групп. Из этого следует, что фактически у нашего проекта нет конкурентов», – говорят собеседники «Новостей малого бизнеса».

Нельзя не сказать и о социальной составляющей проекта. Миссия «БезСлов» – предоставлять фотографическое образование людям с нарушением слуха. Но самое главное – давать им рабочие места, помогать с трудоустройством и заказами. Это планируется делать через будущие фото-видео студию, рекламное агентство и целый медиа-центр. То есть, даже не покидая проекта «БезСлов», в перспективе талантливый слабослышащий фотограф сможет получать заказы от частных лиц, компаний или СМИ, как городских, так и федеральных, а в дальнейшем – и международных.

Несколько выпускников проекта уже получают заказы на фото-видео съемку. А в самом ближайшем будущем им предстоит работа над двумя большими социальными (и оплачиваемыми) проектами в формате мультимедиа и выставки.

Еще один важный момент – интеграция. Создатели проекта стараются добавлять в учебные группы, в том числе, и слышащих людей. В результате слышащий начинает понимать людей с нарушениями слуха, понимать, как они видят мир и постепенно избавляться от мифов о глухих.

Например, кто из нас знает, что, по статистике, глухие реже попадают в аварии? Или что определение «глухонемой» часто употребляется не к месту?

«Поэтому мы с радостью принимаем на курс говорящих (так нас называют глухие), чтобы и первые и вторые лучше узнали друг друга. Ведь люди с нарушением слуха – это как субкультура, у них также есть представления о нас – говорящих. И есть некоторое недоверие к нам. Вот мы и показываем, что можно и нужно друг другу доверять. Что можно дружить, творить и работать вместе», – резюмирует Юлия Бурлина.

Денис НИЖЕГОРОДЦЕВ
Фото:Елена Бурыбина, из дипломного проекта «Один день», 2017