Бесправный малый бизнес

«Строительный Еженедельник» открывает новую рубрику, где специалисты отрасли могут высказать свои взгляды, иногда отличные от общепринятых. Первыми гостями рубрики «Точка зрения» стали представители СРО НП «Содружество Строителей» Сергей Жаков – генеральный директор, Лариса Еремина – председатель Совета партнерства и Сергей Стройной – директор по развитию.
– Малый и средний бизнес более всего испытали на себе тяготы кризиса. Большинство членов вашего СРО – малые и средние компании. Каково сегодня положение вещей на рынке? За счет чего выживать бизнесу?
Сергей Жаков:
– Уже не раз говорили об ущемлении малого и среднего бизнеса. Институт саморегулирования, на который мы возлагали надежды, к сожалению, так и не смог переломить ситуацию. Сразу хочу оговориться, изначально саморегулирование было очень хорошей идеей. Другое дело, как оно воплощается в жизнь, – сегодня во главе национального объединения стоят те же люди, что и на министерских постах пару лет назад.
Лариса Еремина:
– Я бы даже сказала – у них, наоборот, слишком много целей и задач, решить которые скопом невозможно.
Сергей Стройной:
– Важнейшей задачей является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения административного давления и расширения рынков сбыта продукции.
– Это звучит как-то размыто. Давайте уточним, в чем ущемляются интересы среднего и малого бизнеса?
Сергей Жаков:
– Давайте возьмем, к примеру, торги, которые проводятся на уровне комитетов. С начала года чиновники уверяли нас, что фирмы, которые не являются членами СРО, не смогут участвовать в тендерах. На практике дела обстоят иначе. Многие наши члены вступали в СРО и платили довольно значительные для них средства в компенсационный фонд для того, чтобы обеспечить своих работников заказами. Но их свидетельства сегодня не востребованы на рынке. Как же им обидно видеть, что тендеры выигрывают те, кто не состоит в СРО, а значит и не имеет права заниматься строительством.
Лариса Еремина:
– Это не голословные утверждения, это мнения членов нашей СРО, подкрепленные фактами. К тому же, у меня собственная строительная фирма, с которой мы не раз пытались участвовать в госзаказе. По моим подсчетам, это не самое выгодное предприятие: нужно заплатить деньги за участие в конкурсе, заплатить обязательное обеспечение, а потом в процессе строительства компания получает небольшую сумму на материалы, а вот работу своих сотрудников приходится оплачивать самостоятельно, до момента окончательного расчета. Условия, мягко говоря, невыгодные. Приходится рассчитывать все до копейки, а если форс-мажор или изменение сроков, то вообще можно оказаться в убытке…
– Вы говорите о том, что участие в торгах невыгодно, но есть и компании, удовлетворенные участием в тендерах.
Лариса Еремина:
– Возможно, крупные компании, которые берутся за строительство больших объектов, чувствуют себя лучше. Но я говорю сейчас о малом и среднем бизнесе. Для этой категории государственный заказ всегда был если не убыточным, то малоприбыльным. Однако ради выживания приходится соглашаться на любые условия, лишь бы обеспечить работой сотрудников. Нужно все время побеждать в тендерах, чтобы каскадом один за счет другого перекрывать затраты. Но далеко не все фирмы получают сегодня госзаказ, казалось бы, чиновники должны выбирать лучших из лучших, но… Посмотрите на «черные списки» подрядчиков, и вы увидите, что фирмы, внесенные в них, осваивают государственные средства снова и снова. Из-за непрофессионалов страдает и качество проводимых работ.
Сергей Жаков:
– Что касается качества, то я бы еще добавил. Схема нынешних торгов такова, что выиграет фирма, предложившая наименьшую сумму. А поскольку государство изначально предлагает оптимальную сумму, то получается, что многие работы производятся за 50-60 процентов от стоимости, но вы сами понимаете, что это невозможно. От этого страдает качество, конечный потребитель и сама система торгов. Институт саморегулирования был призван защитить наш рынок от недобросовестных компаний, но если организаторы не всегда интересуются допусками компаний, то, значит, система, как она была задумана, сегодня не работает.
– В ближайшее время торги перейдут на электронные площадки. Как вы считаете, это изменит ситуацию?
Сергей Жаков:
– Мне кажется, мы не готовы к такому переходу, потому что большинство строителей не владеют информацией. Хотя сейчас разработаны специальные методики обучения для специалистов.
Лариса Еремина:
– Наше некоммерческое партнерство готовится к переходу на электронные торги. Так, городское правительство организовало специальные курсы. Мы направили на них двух своих представителей, которые впоследствии будут оказывать помощь строительным компаниям – членам СРО.
Сергей Стройной:
– Эти аукционы на данный момент остаются самым эффективным способом размещения заказов для государственных нужд и противодействия коррупции. Госзаказчики лишены возможности хоть как-то влиять на участников до определения победителя. Поставщики не знают друг друга, а значит, исключен и сговор. Но все равно главным критерием остается наименьшая сумма контракта.
– С какими еще сложностями придется столкнуться малому бизнесу в ближайшем будущем?
Лариса Еремина:
– Мне кажется, что самое сложное для среднего и малого бизнеса – это отсутствие стабильности. Наша деятельность сегодня – это череда взлетов и падений. Маленькие компании находятся в подвешенном состоянии: появятся ли новые объекты, заплатят ли заказчики, – поэтому не могут планировать, что будет завтра.
Сергей Жаков:
– С нового года малый бизнес переходит с упрощенного налога (6 процентов) на 18-процентный налог. Для многих компаний это будет серьезный удар.
– Неужели система саморегулирования ничего не может изменить?
Сергей Жаков:
– НОСТРОЙ пытается оставить за собой позиции лидера. В настоящее мнение СРО учитывается при принятии окончательных решений на Совете НОСТРОЯ: так, объединение имеет возможность самостоятельно проводить аттестации, а письма НОСТРОЯ носят чисто рекомендательный характер. Хотелось бы высказать мнение по количественному составу. Как функционируют СРО, в составе которых более 500 членов? Как можно осуществить качественный контроль за каждой организацией, если в году около 260 рабочих дней – даже по одному дню не получается, не говоря уже о контроле и оказании помощи при объезде их объектов.
Лариса Еремина:
– В свое время на одном из совещаний по поводу перехода на саморегулирование мне сказали, что главная беда лицензирующих организаций была в том, что они выдавали документы компаниям, о которых ничего не знали. В саморегулировании, напротив, все друг друга знают, поэтому могут ручаться за ту или иную фирму. Именно поэтому в СРО должно быть не более 200 организаций. Мы считаем, что саморегулирование не карательный орган, его члены должны не контролировать друг друга, а помогать друг другу.
– А как быть маленьким фирмам, работающим на подрядах? Многие из них не могут вступить в СРО.
Сергей Стройной:
– Мы работаем и в этом направлении. Наша СРО совместно с Жилкомсоюзом, учредителями которого являются ГУЖА Санкт-Петербурга, создали Ассоциацию организаций строительного, жилищного и коммунального комплекса. Эта ассоциация проводит сертификацию организаций малого бизнеса, которые выполняют строительные работы, не вошедшие в перечень Минрегиона. Это международная практика, аналогичная ISO 9001—2008, которая способствует получению подрядов на строительные работы в сфере ЖКХ.

«Строительный Еженедельник»,
№ 51 (442) от 22.11.2010