Ольга Червякова

Профессия будущего: консультант по организации пространства

Как привести в порядок не только ваш дом, но и мысли? Услугами организатора пространства можно воспользоваться почти по всей России. «Новости малого бизнеса» поговорили с петербургским специалистом начистоту о зарплате и клиентах…

Общение состоялось в магазине шведской сети IKEA, в процессе прогулки по макетам обставленных комнат. Наш собеседник – Ольга Червякова – познала секреты новой профессии в 2018 году. Она не домработница, а скорее, наоборот. Советы заставляют клиентов менять обстановку так, что беспорядок больше не возникает.

«Как думаете, найдём бардак в IKEA?» – предлагает пари корреспондент «Новостей малого бизнеса».

«Нет, думаю, не найдем. Шоу-румы здесь правильно организованы», – заверяет Ольга.

Однако тут же натыкаемся на макет неудобной гостиной. Под ногами – съёжившийся ковер, диван слишком тесно соседствует с книжным шкафом. Если бы помещение было обжито, то вещи бы валялись вокруг. Ольга соглашается – так жить нельзя. Впрочем, в остальном IKEA удивляет продуманностью – поэтому там организаторы пространства проводят львиную долю своих закупок.

В порядке вещей

«А вы не допускаете беспорядок, хотя бы творческий?» – интересуется корреспондент.

Ольга смеётся: «Наша задача – сотворить порядок, а клиента – поддерживать. К нам обращаются те, кого напрягает бардак. Конечно, кому-то беспорядок комфортен. Другое дело, что он может оказаться проблемой для других членов семьи. Победить беспорядок можно и в голове, если правильно расставить вещи – и они будут возвращаться на своё место».

Червякова – выпускница экономического факультета СПбГУ. До 2018 года работала финансистом в крупной международной телекоммуникационной компании.

«Когда родилась третья дочь – я погрязла в невероятном количестве вещей. Дети выворачивали буквально всё: одежда оказывалась вперемешку с крупами. Я превращалась в бардачницу… – Ольга с усилием произносит слово «бардачница». – Решить проблему самостоятельно не получалось, она перерастала в психоз».


Поиски в интернете завели на курсы организатора пространства. Так она узнала о профессии, получившей популярность во многом благодаря книге «Магическая уборка» японки Мари Кондо. Этот труд перевели на английский в 2014-м и практически сразу признали бестселлером: продано свыше 5 млн экземпляров в 41 стране. Там давались советы, как быстро очистить дом от ненужных вещей.

Профессия активно распространяется по всему миру. С десяток японских и американских «гуру» знают секреты счастья и грамотной организации пространства. Аналогичных знатоков можно встретить и в российских городах, в том числе Кемерово и Сургуте.

Квартирный ответ

Ольга рассказывает, какие инструменты носит в рабочей сумке. Рулетка, ножницы, зип-пакеты, клей, скотч, скрепки, портативный принтер, а также телефон для записей и фото.

«Принтер – для распечатки этикеток. Их приклеиваю к контейнерам и папкам с документами, чтобы клиент мог ориентироваться. Главное понять, что мы не указываем, куда человеку ставить мебель, а просчитываем множество вариантов, из которых он потом выбирает», – поясняет специалист.

Наша собеседница изменила обстановку более чем в 20 петербургских квартирах. Практически все клиенты – женщины, у которых нет времени на наведение марафета или которые не умеют это от природы. Многие из них – топ-менеджеры, готовые к новаторству.

«Они требуют эффективный порядок. У одной клиентки, например, есть домработница, няня для ребёнка. Но ей не хватало правильного проекта пространства – чтобы затрачивать минимум времени на поиск вещей с утра, – говорит Червякова. – Другая клиентка – хирург. Дома бывает редко, постоянно отправляется в симпозиумы. Проблемной была вся квартира, особенно кухня – на организацию этой зоны ушло больше двух суток».

Чтобы получить соответствующее образование, нужно пройти 3-4 месячные онлайн-курсы. Их стоимость начинается от 20 тысяч рублей. Практическая часть проходит в квартирах реальных клиентов, как и сдача экзамена. Дальше – заветный сертификат, который в итоге не имеет решающего значения. Клиентская база формируется на основе подписчиков в Instagram: у Ольги таких больше 11 тысяч.


Её тариф – полторы тысячи за час работы, это немного выше среднерыночных расценок по городу. На законченный проект «под ключ» может уйти около восьми часов. За это время необходимо разработать план «забарахленной» зоны, узнать о привычках и режиме дня членов семьи, закупить необходимый инвентарь и «проинспектировать» изменения.

«На мой взгляд, верхняя планка по зарплате в месяц – 100 тысяч рублей. Туда входит и работа с клиентами и собственные курсы. Кто-то, наверное, сможет и больше заработать, но в это сложно поверить. В таком режиме уже невозможно генерировать новые идеи. Я обычно не беру больше одного объекта в неделю, нужно оставлять время на семью», – говорит организатор пространства.

Офисные планы

Корректировку пережил и дом Ольги. Практически по всей квартире установлен генеральский порядок: вещи рассортированы по контейнерам, каждый из которых подписан. Вся семья с благодарностью встретила спасительные изменения. Впрочем, идеал ещё не достигнут.

Неосвоенная целина – балкон, замечает Червякова: «До него все не добраться. Настолько занята, что тут хоть нанимай специалиста по организации пространства».

В планах Ольги – продумывать не только домашнее пространство, но и офисное. Этот сегмент, особенно в Северной столице, остается незадействованным, а значит и сулящим прибыль.

«Я работаю не ради денег. Через пять лет, думаю, займусь вообще другим, – признаётся собеседница «Новостей малого бизнеса». – В этом занятии мне нравится видеть конечный результат: могу бесконечно рассматривать фотографии, когда всё доведено до педантичности. В действительности, я хочу помочь людям. Ведь когда-то была в той же беде».

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ