МСБ в несбыточных планах

Амбициозные мечты по очередному удвоению доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2030 году были озвучены на ПМЭФ-2017. Ее хотят увеличить до 40 %. Хотя чтобы этого достичь, региональным властям предстоит сделать нечто поистине выдающееся...

Сколько процентов петербургского ВРП приходится на малый и средний бизнес? Точных цифр никто не знает. Хотя бы потому, что существенная часть МСБ держится в тени и не спешит оттуда выходить.

Приблизительные оценки свидетельствуют о 25 %. По информации Смольного за 2004 год, доля МСБ тогда также равнялась 25 %. То есть за двенадцать лет ничего не изменилось. И вот теперь власти собираются совершить беспрецедентный скачок и поднять этот уровень почти в два раза к 2030 году.

Почему 25 % не устраивает чиновников, и они хотят достичь 40 %? Все дело в сравнениях и зарубежном опыте. Владимир Путин несколько раз напоминал, что практически во всех развитых странах доля МСБ в экономике существенно выше, чем у Российской Федерации. Если сравнивать с отдельными городами у нас и у них, картина такая же.

МСБ в Петербурге и за рубежом

Размер Валового регионального продукта (ВРП) Санкт-Петербурга в 2016 году по оценкам Смольного составил 3281,1 млрд рублей.
Если считать в долларах (а без этого сравнивать и отслеживать социально-экономическое развитие региона невозможно), то петербургский ВРП в курсовых реалиях конца года составил около 57 млрд долларов. Стало быть, на МСБ приходится около 14 млрд долларов.

Даже в Восточной Европе учет экономического влияния малого и среднего бизнеса ведется довольно тщательно. К примеру, Центральное статистическое управление Польши дает весьма четкое представление не только о доле МСБ в валовом внутреннем продукте страны, но и в валовом продукте крупных городов.

Самый крупный город в Польше – Варшава (1,75 млн человек). Его ВРП в 2016 году составил 35,9 млрд долларов. 58 % этого показателя обеспечивает малый и средний бизнес польской столицы. Отраслевая структура варшавского МСБ схожа с петербургской: на торговлю приходится более 75 % всего сектора.

Западноевропейские статистические службы показывают еще более детальную картину. Так, Национальный институт статистики Испании предоставляет данные относительно ВРП Барселоны за 2016 год.

Цифра важна для Петербурга. Во-первых, в эпохальной Стратегии-2030 прописано, что к этому году доходы на душу населения Северной столицы должны совпасть с барселонскими. Во-вторых, два мегаполиса практически равны по численности людей. В городе на Неве проживает, по данным Петростата, чуть более 5,2 млн человек. В Барселоне вместе с пригородами живет около 5,3 млн человек.

По части ВРП сходства меньше. Экономика каталонской столицы весит почти в три раза больше петербургской – 154,16 млрд долларов за 2016 год. При этом на МСБ (la pequeña empresa) в Барселоне приходится 53 % ВРП. В торговле, гостиничном хозяйстве и в общепите на малые предприятия отводится более 74 %, в строительстве – чуть более 69 %, в промышленности – 41 %.
Интересно, что теневой сектор в испанском мегаполисе тоже является проблемой. Специалисты Национального института статистики указывают на 10 % мелких компаний, скрывающихся от налогов в Барселоне.

Пример куда более активного вовлечения МСБ в производственную сферу можно найти на Тайване, где статистика тоже ведется профильным департаментом.

В городе Тайбэй, население которого вместе с пригородами (агломерация Тайбэй-Цзилун) превышает 6,7 млн человек, ВРП составляет 187,6 млрд долл. Промышленность дает около 40 % этой величины, а малый и средний бизнес – около 61 % суммарного промышленного производства. Любопытно, что даже в таких отраслях, как судостроение и автомобилестроение, доля МСБ в Тайбэе доходит до 30 %.

К слову, доля петербургского МСБ в структуре регионального экспорта также отстает. С учетом IT-компаний и продажи ими за рубеж программных продуктов, на малый и средний бизнес приходится от 15 до 25 % экспорта Петербурга. Это в любом случае больше, чем в других регионах РФ, но в полтора-два раза ниже, чем в названных выше городах.

«Плавающие» данные по нашему экспорту объясняются просто – нет адекватной статистики, а все оценки приблизительные, так как Федеральная таможенная служба не ведет учет продаваемого софта. Без IT-сектора на МСБ приходится менее 5 % экспорта из Северной столицы.

Количество не означает качества

Высокая доля малого бизнеса в экономике города за рубежом считается позитивным показателем, к которому нужно стремиться. Аналогичные устремления демонстрируют и наши власти.

По данным Федеральной налоговой службы, в Петербурге на конец мая 2017 года было зарегистрировано более 357 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 247 тысяч предприятий – юридические лица, 110 тысяч – индивидуальные предприниматели (ИП). При этом 335 тысяч относятся к микропредприятиям, то есть около 90 % всех компаний малого и среднего бизнеса.

Однако количество не означает качество. Не стоит забывать о фирмах-однодневках и тех, которые находятся в стадии ликвидации или реорганизации. То есть реально работающих компаний меньше. По информации налогового ведомства, таковых насчитывается около 270 тысяч. Из них только 40 тысяч занято в сфере обрабатывающего производства – они выпускают не более 10 % промышленной продукции города. При этом именно промышленным малым компаниям оказывается наибольшая поддержка.

В 2016 году КРППР выдал малым производственным предприятиям 280 субсидий на сумму в 115 млн рублей. В 2017 году эта сумма вряд ли станет больше, тем более, что изначально в бюджете было запланировано всего лишь 81 млн рублей, а потом общий объем субсидий решили увеличить до прошлогоднего уровня.

А тут еще индекс опоры RSBI (Russia Small Business Index) в первом квартале 2017 года опустился в Петербурге ниже 50 базисных пунктов (48,8 базисных пункта). По данным сразу нескольких банков, в I квартале почти в два раза стало больше клиентов, которые не хотят обращаться за кредитованием, потому что уверены в отказе. Тех же, кто продолжает кредитоваться, теперь менее 10 % предпринимателей.

Так как достичь 40-процентной доли, если по словам того же Владимира Путина, более 70 % ВВП России приходится на госсектор, а глава ФАС Игорь Артьемьев признает, что 95 % всех проводимых государственными корпорациями торгов – это «имитация»?

Возможно, на одну проблему у МСБ станет в следующем году меньше. Ведь 2018-й объявлен Годом предпринимательства, и в этой связи «Единая Россия» предложила ввести мораторий на все проверки МСБ в течение 12 месяцев. На бумаге эта инициатива выглядит привлекательно, и велика надежда, что она будет услышана.

Однако снижающийся потребительский спрос, коррупция в сфере госзакупок, регулярные зачистки и дорогие кредиты делают планы по удвоению МСБ почти несбыточными. Такими же несбыточными, как планы правительства 2010 года, которое хотело довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны к 2020 году тоже до 40 %. Об этих намерениях сегодня стараются не вспоминать.

Борис СУДАКОВ, фото с сайта http://rusplt.ru