Петербургские предприятия легпрома успешно конкурируют с зарубежными

Кризис, который сегодня все ругают, на самом деле имеет и положительные стороны – например, для предприятий легкой промышленности он в какой-то мере благо, так как способствует их развитию. В этом были единодушны участники Недели легкой промышленности, которая только что завершилась в Центре импортозамещения в «Ленэкспо».
Свою продукцию представили около двух десятков петербургских предприятий, успешно конкурирующих на рынке с зарубежными производителями: это одежда, спецодежда, обувь, кожгалантерея, качественные одеяла из пуха, бамбука, верблюжьей шерсти, школьная форма, сувениры.
– Поскольку покупательная способность населения падает, стало быть, и объемы производства приходится снижать, – рассказала Галина Федорова, директор торговой сети «Петербургский стиль». – В то же время часть иностранных брендов одежды ушли из нашей страны, и мы стараемся активно занимать их ниши. В прошлом году в самый разгар кризиса открыли в Петербурге еще два магазина, теперь их всего семь, и еще 38 – по всей России. Так что мы на плаву.
Сегодня в Петербурге в текстильном и швейном производстве заняты 10,7 тысячи человек, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 2,6 тысячи.
Всего в нашем городе сосредоточено более 7 процентов текстильной промышленности Российской Федерации – более 1400 в основном средних и малых предприятий (включая индивидуальных предпринимателей).
Самое успешное направление – производство изделий кожгалантереи. 80 процентов производств, выпускающих импортозамещаемую продукцию в этом секторе в России, находятся в Петербурге.
– Наши изделия: сумки, чемоданы, аксессуары – знают и любят покупатели по всей России и за границей, но для того, чтобы наращивать производство, идти в ногу с запросами времени, необходимо решить ряд проблем, – считает Нина Бегеш, председатель комитета по кожгалантерейной отрасли СПб РО «Деловая Россия». – Необходимо возрождать производство отечественного оборудования для легкой промышленности. Станки, на которых мы работаем, собраны пятнадцать – двадцать лет назад, но заменить их нечем, так как выпускавшие их производства закрылись. Это было очень надежное оборудование – в отличие от китайского, которое приходится закупать сейчас. Еще одна насущная проблема – рабочие кадры. Предприятиям не хватает швей, закройщиков, склейщиков, сборщиков. Необходимо возрождать профессионально-техническое образование и готовить квалифицированных рабочих для города.
– Дело не только в том, чтобы открыть новые учебные заведения, прежде всего надо найти способы повышения престижа рабочих специальностей, – считает Евгения Кривошеева, генеральный директор ООО «Стилон». – Девушки не хотят работать швеями с зарплатой 40 тысяч рублей, потому что непрестижно, они охотнее устраиваются продавцами на 20 тысяч. Сегодня средний возраст швей на производствах – 40 лет, когда уйдет это поколение, работать будет некому. У молодежи во многом благодаря СМИ и телевидению сложился стереотип, к которому надо стремиться: это легкая, беззаботная жизнь. Проблема из культурно-нравственной превращается в экономическую.
Но даже в этих непростых условиях в городе есть предприятия, которые задают высокую планку всей отрасли.
Один из крупнейших представителей петербургского и российского легпрома – «БТК групп» – специализируется на разработке, производстве и реализации спецодежды и обуви, форменной одежды, а также средств индивидуальной защиты. Чтобы не покупать ткани за рубежом, в настоящее время одно из подразделений холдинга создает в Ростовской области комплекс импортозамещающих производств, уже налажен выпуск высокотехнологичного текстиля из синтетических волокон, в создание которого за 1,5 года было вложено более 2,5 млрд рублей – это одна из крупнейших инвестиций в легкую промышленность не только в России, но и в странах Евросоюза за последние пять лет. Предприятие сможет выпускать до 12 млн погонных метров ткани, что позволит «БТК групп» полностью удовлетворить потребности Минобороны РФ в современных материалах для производства обмундирования. Успех предприятия во многом объясняется тем, что оно работает по заказу крупных государственных структур. Производителям, зависящим от изменчивого покупательского спроса, несомненно, гораздо труднее.
Поэтому для поддержки малого и среднего бизнеса в Петербурге действует ряд специальных программ.
Однако государственная поддержка легпрома не сводится только к выделению субсидий. В прошлом году с успехом запущен проект продвижения брендов петербургских дизайнеров «Шоу-рум № 35» на базе Большого гостиного двора. Молодым талантливым модельерам предоставляется возможность в течение трех месяцев в одном из самых престижных торговых центров лично презентовать свои коллекции покупателям, производителям и СМИ. Устроители надеются, что такой проект поможет Петербургу стать интеллектуальной столицей российской моды.

Светлана Яковлева, Вечерний Санкт-Петербург, 01.07.2016.