КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ, ЕСЛИ СТАВКА ПО КРЕДИТУ ИЛИ ВКЛАДУ ОКАЗАЛАСЬ ВЫШЕ, ЧЕМ В РЕКЛАМЕ

Банки, микрофинансовые организации и другие финучреждения используют рекламу для привлечения клиентов. Но реальность не всегда соответствует обещаниям. Зачастую, когда доходит до подачи онлайн заявки на займ в МФО или в банк, условия существенно отличаются от обещанных. Причем потребитель узнает об этом лишь на этапе оформления. Например, предложенная процентная ставка оказалась менее привлекательной: выше в случае с кредитом и ниже — со вкладом. Расскажем, кому пожаловаться на искажение информации в рекламе.

КОМУ ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА НЕСООТВЕТСТВИЕ ДАННЫХ В РЕКЛАМЕ

При оформлении вклада на условиях, несоответствующих указанным в рекламе, потребитель имеет право подать жалобу в Банк России и Федеральную антимонопольную службу. Регулятор отвечает за деятельность кредитно-финансовых организаций, ФАС — за нарушения в опубликованной информации о продуктах. Можно пожаловаться на завышение вознаграждения по вкладу, а также за занижение ставок по кредитам и займам в рекламе.
На официальном сайте ЦБ РФ есть интернет-приемная. Подать жалобу можно в электронном виде, через чат в приложении и контакт-центр, а также при личном посещении Центробанка. Но перед этим регулятор советует попробовать урегулировать вопрос непосредственно с финансовой организацией, которая допустила нарушения. Если банк или МФО откажутся от решения проблемы мирным путем, то следует подать жалобу в Банк России. Обращение необходимо дополнить сканами-копиями документов, подтверждающих искажение информации. Его рассмотрение занимает до 30 дней.
На портале ФАС есть раздел для приема обращений от граждан. Необходимо выбрать тип сообщения (заявление, предложение, жалоба или иное). Подать запрос можно в письменном или электронном виде. Он будет рассмотрен в течение месяца. Для удобства пользователей на сайте Федеральной антимонопольной службы представлены инструкции по составлению обращений в различных ситуациях с указанием списка необходимых документов, которыми понадобится их дополнить. Обязательно требуется указать ФИО и адрес, на который будет отправлено ответное письмо. Также можно обратиться в ведомство через Госуслуги. Также можно пожаловаться на поступление рекламных звонков и рассылку спама.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕКЛАМА ПРОДУКТОВ ФИНУЧРЕЖДЕНИЙ

В феврале 2023 года ФАС и Центробанк отправили финансовым организациям Информационное письмо № ИН-03-59/10 с раскрытием параметров, которые они должны учитывать при рекламе продуктов на своих ресурсах. В документ были внесены поправки в связи с большим количеством нарушений. Многие банки и другие финучреждения указывали минимальную ставку по кредиту и максимальное вознаграждение по вкладам. Также они игнорировали условия, от которых зависит данное значение. Таким образом, они нарушали закон о конкуренции, рассказывая о необоснованных преимуществах перед другими участниками рынка.
Регулятор потребовал от кредитно-финансовых организаций учитывать ряд рекомендаций:
• Отражать реальные процентные ставки по кредитам и условия, от которых зависят значения.
• Предоставлять достоверные сведения о полной стоимость кредита в годовом выражении.
• Рассказывать потребителям о возможных значениях ставок по вкладам, об условиях и периодах применения.
Кроме того не допускается выделения некоторых предложений отдельным фоном, цветом и шрифтом для создания видимости большей привлекательности для потребителей. Параметры по всем финансовым продуктам должны быть оформлены в едином стиле. Также запрещено использование графических приемов и подсвечивание определенной информации, которые могут ввести клиентов в заблуждение.