Рекламе в подземке велели отказаться от «ценза оседлости»

Антимонопольщики вступились за неопытных операторов.

ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) в очередной раз перенесет сроки проведения торгов на размещение рекламы в петербургском метрополитене. Антимонопольщики предписали исключить из конкурсной документации пункт о том, что принять участие в торгах могут только компании с трехлетним опытом работы в метро. Это требование закрывало возможность участия в конкурсе для большинства рекламных операторов, так как последние десять лет правом размещать рекламу в петербургском метро пользовались только пять компаний.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Санкт-Петербургу вчера признало противоречащими закону о конкуренции условия конкурса на размещение рекламы в городском метрополитене. Антимонопольный орган предписал ГЦРР исключить из конкурсной документации пункт о том, что в торгах могут участвовать лишь те операторы, которые имеют трехлетний опыт работы в метро.
В УФАС пришли к выводу, что требование о наличии трехлетнего опыта работы в метро закрывает возможность участия в конкурсе для большинства операторов рекламного рынка. Последние десять лет в городском метро работали только четыре компании: AFCAP, ООО «Метроном», ЗАО «Анфас», ЗАО «Коммет». Все они передали право представлять свои интересы РА «Проспект», владельцы которого аффилированы с перечисленными операторами и с руководством самого метрополитена. Руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров вчера указал также на другие недостатки процедуры объявленных торгов. «Представляете, сколько смог бы заработать метрополитен и город, если бы конкурс был бы поделен, допустим, на пять лотов, по количеству линий метро, и на торги бы пришли несколько десятков организаций», — отметил он.
Открытый конкурс на право размещения рекламы в петербургском метро ГУП «ГЦРР» (предприятие, подведомственное смольнинскому комитету по печати) объявило в конце октября. Стартовая стоимость контракта сроком на 10 лет составляет 1,6 млрд рублей. Победитель конкурса получает эксклюзивное право размещать рекламу на 2661 носителе общей площадью 6603 кв. м. Изначально срок приема заявок истекал 22 ноября, затем его продлили до 14 декабря. Теперь, с учетом вчерашнего решения УФАС, дата окончания приема заявок перенесена на 20 декабря.
Глава комитета по печати Сергей Серезлеев заявил «Ъ», что решение о том, будет ли заказчик обжаловать постановление УФАС в суде, пока не принято.
Напомним, с жалобой в УФАС обратилась компания «Волгобалт Медиа», принадлежащая депутату законодательного собрания Ленобласти от «Единой России» Олегу Зевакову, близкому к губернатору региона Александру Дрозденко. В этом году ГЦРР уже заключил с ЗАО «Волгобалт Медиа» несколько контрактов на сумму 7,472 млн рублей. Компания, в частности, будет заниматься украшением Петербурга к новогодним праздникам.
С жалобой на условия проведения конкурса в ФАС обращался также московский рекламный оператор «Трейд компани» (структура автохолдинга «Гемма»), который недавно выиграл аукцион на право размещения рекламы в метрополитене Москвы. ФАС признала жалобу частично обоснованной и вынесла предписание скорректировать конкурсную документацию, но ГЦРР обжаловал это решение в суде (заседание назначено на 18 января).
Нарекания к условиям конкурса возникли также у депутата петербургского ЗакСа от Партии роста Максима Резника. Как писал «Ъ» 12 декабря, парламентарий направил профильным вице-губернаторам письма, в которых выразил сомнение в том, что заявленная заказчиком стоимость лота соответствует рыночной, и обратил внимание на жесткие требования конкурсной документации, ограничивающие конкуренцию. Этот вопрос господин Резник также поднял на заседании контрольной группы регионального парламента, которая вправе рассматривать вопросы, связанные с коррупцией в органах власти.

Мария Карпенко, Газета «Коммерсантъ С-Петербург» №232 от 14.12.2016.