В Москве проблем не выявили только у одной из 19. Главные претензии — наличие опасных бактерий и отсутствие маркировки.
Роскачество исследовало шаурму (она же шаверма, она же донер, она же ролл) 29 торговых марок. Из них 19 закуплены в Москве, а 10 – в Санкт-Петербурге. Шаурма для исследования закупалась в торговых сетях, на рынках, в сетях шаурмичных, магазинах и маркетплейсах.
В зависимости от названия закуплены: шаурма классическая / с курицей / обычная – 12 торговых марок ™; шаверма – 10; изделие кулинарное с мясом птицы – 3; изделие хлебобулочное – 2; ролл шаверма – 1; донер с курицей – 1.
Шаурма, закупленная в Москве и Санкт-Петербурге, исследована по микробиологическим характеристикам, оценена по содержанию консервантов. В рамках спецпроекта Роскачества эксперты также обращали внимание на маркировку изделий и сделали вывод, что необходимая информация, обязательная для покупателя, у этих товаров чаще всего отсутствует.
Среди шаурмы 29 торговых марок (далее – ТМ) только к одному товару нет замечаний. Это шаурма I Need Doner, произведенная в Москве. У прочих товаров выявлено повышенное содержание КМАФАнМ (27 торговых марок), наличие бактерий группы кишечной палочки (15 ТМ), E. coli (1 ТМ), S. aureus (1 ТМ), бактерий Listeria monocytogenes (2 ТМ).
Что касается консервантов, то превышений требований нормативных документов в исследованной продукции не выявлено. Это значит, что консерванты там есть, но их количество не превышает предельно допустимого уровня.
В Роскачестве отмечают, что шаурма появилась на российском рынке относительно недавно и как отдельное изделие еще не включена в технические регламенты. Если бы в шаурме было чуть больше курицы (свыше 40%), то продукция нормировалась бы по ТР ЕАЭС 051/2021 как изделие из мяса птицы. Но шаурма является не мясным, а многокомпонентным кулинарным изделием. А для кулинарного многокомпонентного изделия многие показатели не нормируются.
Как сообщали «Новости малого бизнеса», по оценке New.retail за 10 месяцев 2023 года спрос на франшизы заведений по продаже шавермы уменьшился на 23% год к году. При этом продукт востребован у петербуржцев: число покупок порций шавермы в январе-октябре выросло на 13% год к году, средний чек увеличился на 7% — до 194 рублей.