Правительство РФ прорабатывает вопрос внесения изменений в ипотечные программы с господдержкой. Предполагается, что российские регионы возможно разделить на пять кластеров: «динамичные», «с нехваткой спроса», «с нехваткой предложения», «cтагнирующие», «депрессивные». Минфин также придерживается позиции о необходимости адресной и социальной направленности льготных программ.
Объяснить, на чем основана такая кластерная программа, как она отразится на Санкт-Петербурге и, почему её нужно более детально проработать взялся председатель петербургского отделения «Деловой России», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Дмитрий Панов. «Правительственная инициатива по использованию кластерного подхода к господдержке ипотечного кредитования вполне ожидаемая, поскольку ее тезисы были закреплены еще в октябре 2022 года, с утверждением Правительством страны Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года», – сказал он в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса». — Именно адресный, таргетированный подход к применению мер поддержки строительной отрасли сегодня становится доминирующим в сфере государственного управления отраслью».
Он считает, что, по сути, предлагаемая Правительством РФ кластеризация регионов основана на одном базовом параметре – сбалансированности рынка, то есть избытка или дефицита строящейся жилой недвижимости, что в конечном счете влияет на доступность жилья в том или ином регионе. Соответственно, следуя логике данного подхода, наибольшее субсидирование будет выделяться регионам с выраженным дисбалансом рынка, характеризуемого недостаточным спросом или низкими объемами жилищного строительства.
«В то же время такие развитые регионы и мегаполисы как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край смогут претендовать лишь на минимальные объемы поддержки, прежде всего по наиболее социально незащищенным слоям населения, – утверждает депутат. — Вместе с тем предложенный подход требует более детальной и тщательной проработки с точки зрения утверждения конкретных критериев отнесения региона к одному из пяти выделенных кластеров».
И задается такими вопросами: например, будут ли учитываться показатели рынка в текущем состоянии, ретроспективе за определенный период или согласно прогнозным значениям на перспективу? Как часто будут актуализироваться данные и как оперативно смогут измениться объемы господдержки при переходе региона из одного кластера в другой? Как повлияет наличие в регионе утвержденных льготных программ, например, «дальневосточной ипотеки» на объем полагающегося региону субсидирования? Предполагаются ли дополнительные механизмы стимулирования предложения в регионах с низкими объемами строительства, в частности, субсидирование процентных ставок по проектному финансированию застройщиков?
«Нет ни малейшего сомнения в том, что за оставшееся время до окончания срока действия льготной ипотеки, а именно до июля 2024 года, Правительство страны совместно с Центральным Банком РФ, экспертами строительной отрасли, деловыми объединениями, институтами развития и банковским сообществом смогут достичь консенсуса по ключевым условиям и критериям кластеризации регионов в рамках предлагаемой инициативы» — сказал он в заключение беседы.