Дмитрий Панов

Эксперт: Надо выработать механизмы создания дисциплинированной среды для курьерской доставки

В период пандемии коронавируса спрос на онлайн-сервисы по доставке товаров многократно вырос, и с тех пор остается неизменно высоким.

Совсем недавно были озвучены данные, согласно которым Санкт-Петербург в 2023 году с долей интернет-торговли в размере 17,5 процентов от общероссийского объема продаж занял уверенное первое место среди регионов страны. Члены постоянной комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры обсудили вопрос об упорядочении движения курьеров служб доставки по автодорогам и тротуарам города. Особо отмечались многочисленные нарушения правил движения и безопасности на дорогах курьерами на велосипедах и электрических транспортных средствах. Свои предложения по урегулированию дел в этой сфере высказал депутат ЗакСа, председатель петербургского отделения «Деловой России», Дмитрий Панов.
«Вместе с комфортом, который с одной стороны привносит в жизнь россиян такой формат коммерческой деятельности, существует и целый ряд побочных эффектов, выражающихся в неудобствах для немалой части горожан, особенно в городах-миллионниках», — сказал он в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса». — Среди них петербуржцы и жители других мегаполисов отмечают растущее количество курьеров, которые на абсолютно разных, порой самодельных средствах транспорта, осуществляют недисциплинированное передвижение по дорогам, а также зачастую по тротуарам и территориям зеленых насаждений».
По его мнению, именно такого рода поведение курьеров нередко служит причиной травмоопасных столкновений и ДТП, представляя угрозу жизни и здоровью не только самих курьеров, но и другим участникам дорожного и пешеходного движения. Вместе с этим, уже почти каждый петербуржец столкнулся с ситуацией, когда курьеры просто бросают автомобили на дороге до завершения передачи заказа.
«Если рассуждать о механизмах создания дисциплинированной среды для курьерской доставки, то наш взгляд следует придерживаться комплексного подхода, включающего участие со стороны законодательных, исполнительных органов власти, а также контрольно-надзорных ведомств, – считает депутат. — Со стороны законодателя, во-первых, целесообразно рассмотреть перспективу внесения в Правила дорожного движения такой категории как «электровелосипед» с обязательной нормой по его регистрации в ГИБДД. Во-вторых, целесообразно законодательно закрепить обязанность работодателей по нанесению заметных опознавательных знаков на одежду и технику своих работников, что позволит не только идентифицировать принадлежность того или иного курьера к определенному нанимателю, но и заметить его при любых погодных условиях».
По его словам, одновременно с этим важно создать в регионах отдельные или дополнить функционал уже действующих «горячих линий», которые позволят пешеходам или водителям, ставшим свидетелями или участниками нарушения ПДД со стороны курьера с опознанным идентификационным номером, молниеносно сообщать об этом в правоохранительные органы.
«Со стороны контрольно-надзорных органов есть необходимость ужесточить контроль за работодателями (сервисами доставки) по проведению инструктажей для курьеров, обучению их правилам дорожного движения и соблюдению инструкций по охране труда, – утверждает Дмитрий Панов. — Вместе с тем комплексный подход к данному вопросу предполагает и системное участие городских органов исполнительной власти, направленное на развитие транспортной инфраструктуры, в частности, по организации велодорожек и выделенных полос для движения велосипедов и СИМ в наиболее загруженных локациях при условии физической возможности такой организации».