Александр Демин

Инфобизнесу для начала прописали саморегулирование

Каждый третий взрослый житель России так или иначе пользуется услугами интернет-образования. Помочь сотрясаемой скандалами отрасли призвана созданная на днях Ассоциация информационного бизнеса.

Как сообщил на пресс-конференции председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, депутат от фракции «Новые люди» Александр Демин, рынок онлайн-образования в России за 2022 год составил порядка 226 млрд рублей и привлек более 20 млн пользователей. “Прогноз по этому году превышает 300 млрд рублей, — отметил депутат. — Получается, что каждый третий взрослый житель России так или иначе пользовался услугами интернет-образования, проходил какие-то курсы обучения. И понятно, что умение вести переговоры, находить инвесторов это тоже важно, и любой предприниматель тоже об этом скажет. Но так как сфера большая, а четких правил до сих пор нет, то это приводит к громким уголовным делам”.
Правонарушения касаются как качества контента и результатов обучения, так и ухода от налогов. Есть безответственные люди, которые бросают тень на всю отрасль, указал Демин. И хотя такие случаи на самом деле единичные, но из-за них складывается представление обо всей отрасли, констатировал он. Между тем, по его оценке, большинство участников рынка добросовестно относится к своим программам.
“Безусловно, нужны правила. С чего начались наши переговоры с инфобизнесом — это необходимость прозрачных правил, в частности, возврата денег для тех, кто недоволен. И тут важно выстроить систему, по которой можно осуществить возврат. Иначе истории будут повторяться, когда люди идут сразу в суд, а не к автору курса. В договоре необходимо прописать этот процесс, чтобы избежать так называемого потребительского терроризма. И необходимо выстроить ту грань, где будут защищен как производитель контента, так и потребитель”, — разъяснил глава профильного думского комитета.
Отдельным вопросом стоят недобросовестные рекламные уловки, когда клиенту обещают, что за неделю сделают его миллионером. Этим, по словам депутата, тоже займется ассоциация: “Нельзя давать подобные обещания, которые вводят людей в заблуждение. Игра должна быть честной, прозрачной, адекватной, и здесь ассоциация выступит флагманом правил и норм контента и сможет его контролировать”.
Еще одна проблема, остро стоящая перед отраслью — воровство контента, когда одни блогеры на своих курсах просто пересказывают других, передает корреспондент “Новостей малого бизнеса” с пресс-конференции. И здесь тоже нужны меры и регламенты, которые должна создать ассоциация, подчеркнул Александр Демин.
“Потому что в честной конкуренции заинтересованы все. И эти вопросы надо решать не сверху, не в Госдуме директивами, а это необходимо делать в рамках ассоциации”, — убежден он. Со стороны депутатов он пообещал всяческую поддержку ассоциации, включая необходимые законодательные инициативы, но чтобы при этом рынок регулировал себя сам. Тем более, что, по его оценке, уже немало примеров успешной саморегуляции со стороны отраслей.
“Инфобизнес нуждается в регулировании, но он нуждается в саморегулировании”, — подытожил председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству.