маркировка

«Честный знак» и бизнес разошлись в оценках системы маркировки

В ЦРПТ уверены в ее эффективности, в предпринимательском сообществе перечисляют недостатки.

Как сообщали «Новости малого бизнеса», профсоюз «Наше право» выступил с открытым обращением к губернатору Александру Беглову, в котором говорится о катастрофическом состоянии малого бизнеса. В частности, участники профсоюза критикуют программы обязательной маркировки одежды, обуви, молочной продукции, воды, пива, алкоголя. «Обязательная маркировка – это дополнительная, ничем не оправданная мера контроля, способная оказать очень негативное влияние на экономику нашего города. Дополнительные расходы по внедрению и эксплуатации системы маркировки значительно увеличивают стоимость самой продукции, снижается конкурентоспособность этой продукции, усложняется работа с оптовыми покупателями. Система несовершенна, работает с большими сбоями... Хочется отметить, что деньги от введения системы маркировки идут в недружественные страны. На наш взгляд, это вредительство», — говорится в письме.
Информация была опубликована 20 февраля, а уже 21 февраля «Новости малого бизнеса» получили официальный комментарий пресс-службы Оператора системы маркировки «Честный знак». Публикуем его без сокращений.
«Информация некоторых предприятий о проблемах системы маркировки и ее неэффективности не соответствует действительности. Внедрение системы маркировки одежды, обуви, молочной продукции, воды, не вызвало коллапса в отраслях благодаря поэтапному включению категорий и диалогу между бизнесом, Минпромторгом и оператором системы. На сегодняшний день алкоголь маркировке не подлежит, а маркировка пива (кег) стартует только с 1 апреля 2023 года.
Для небольших предприятий инвестиции в оборудование не превышали 15 тысяч рублей. При этом маркировка не сказалась на себестоимости продукции и даже, наоборот, по данным Высшей школы экономики, позволила сдержать рост цен, так как маркируемые товары росли в цене медленнее, чем те, которые маркировке не подлежат. Например, благодаря введению маркировки и ее интеграции с системой «Меркурий» удалось в 3 раза сократить число нарушений при производстве молочной продукции, в частности сыра и сливочного масла. Весной Россельхознадзор фиксировал нарушения у 30% производителей, а в декабре – уже у 10% компаний. Очевидно, призывы межрегионального профсоюза работников предприятий малого и среднего бизнеса «Наше право» смягчить контроль за оборотом товаров являются ничем иным, как попыткой сохранить свои серые схемы. Добросовестный бизнес поддерживает маркировку и отмечает ее плюсы. Отметим, что все инвестиции в маркировку предприятия сделали уже на этапе внедрения и дополнительных расходов не несут, при этом любая консервация такого оборудования обернется убытками для производителей.
Дополнительно отметим, что заявления об ошибках в системе маркировки также не соответствует действительности. «Честный знак» работает бесперебойно в круглосуточном режиме, а предприятия не обращалось в службу поддержки ЦРПТ с соответствующей проблемой». ЦРПТ — это российская компания, и деньги от введения системы маркировки не идут в недружественные страны».
За «комментарием на комментарий» наше издание обратилось в РОО «Содействие малому бизнесу». Как выяснилось, руководитель организации Янина Гришина не согласна с утверждением, что маркировка не влияет на конечную стоимость товара. «Потому что маркировка не предоставляется бесплатно, она делается за счет предпринимателя, — указала эксперт. — Хотя непонятно, почему это делается именно таким образом. Если государство хочет ввести контроль, то логично делать это за госсчет, а не за счет бизнеса. Что значит — меньше 15 тысяч? А что, эти 15 тысяч государство дало? Нет, это предприниматель должен выложить из своего кармана. К тому же некоторым предприятиям, тем же швейникам, в связи с новыми требованиями приходится еще и вводить дополнительную штатную единицу».
Глава общественной бизнес-организации признается, что не встречала предпринимателей, которые бы радовались введению системы маркировки. А вот историй о трудностях, вызванных новыми требованиями, в РОО наслушались немало. В частности, люди жалуются на сложности, возникающие при необходимости дозвониться до специалиста ЦРПТ для получения консультации. Это касается как представителей легкой промышленности, так и предпринимателей, торгующих, к примеру, молочной продукцией и другими скоропортящимися товарами, когда консультация нужна безотлагательно.
При этом Янина Гришина согласна, что для ряда товаров в той же легкой промышленности маркировка нужна. Например, для детской одежды, для дорогостоящих брендовых товаров. «Но если это товары широкого потребления, массовые, то маркировка становится и обременительной, и ненужной. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Цели заявлялись благие, но вместе с водой выплеснули ребенка. И то, что маркировка не только усложняет производственный процесс, но и удорожает товар – это 100 процентов. Отрицать это невозможно. Нельзя тормозить развитие предприятия. Потому что какие-то затраты кажутся вроде мелкими, но на круг получаются достаточно высокими», — утверждает эксперт.
Кроме того, нельзя списывать со счетов временные затраты, вызванные несовершенством программ. «На предпринимателях как на «кроликах» обкатываются эти программы, — говорит Янина Гришина. – То есть государство выделяет на их разработку миллионы, а дорабатываются они уже по ходу дела, на месте. Много жалоб на то, что программа зависает, что она не отрегулирована должным образом на определенных направлениях. А крайним оказывается опять-таки предприниматель».