Windfall tax — узаконенная форма изъятий в бюджет «надутых ветром» налогов

Эксперт оценил «громкую» инициативу первого вице-премьера России Андрея Белоусова.

Как рассказал «Новостям малого бизнеса» первый заместитель руководителя департамента экономической теории Финансового университета Сергей Толкачев, единовременный взнос — это иная форма windfall tax. По мнению эксперта, она считается в «цивилизованном» Западе нормальной и узаконенной формой дополнительных изъятий в бюджет сверхприбыли, полученной фирмами в результате случайных благоприятных для них обстоятельств. По словам Сергея Толкачева, именно нефтяные и газовые компании являются распространенными объектами «надутых ветром» налогов — по оценкам Международного энергетического агентства, чистый доход производителей нефти и природного газа в мире с 2021 по 2022 год удвоился, достигнув беспрецедентного уровня в 2 триллиона долларов. И, по утверждению аналитиков, это может являться справедливым основанием для введения подобного налога на сверхприбыль.
«Единовременный взнос как не столь унифицированная форма windfall tax также применяется в мире. Например, 30 сентября 2022 года Совет Европейского союза согласился ввести «временный взнос солидарности» для предприятий в секторах добычи сырой нефти, природного газа, угля и нефтепереработки на прибыль, которая «превышает 20-процентный рост среднегодовой налогооблагаемой прибыли с 2018 года». Это сверх тех налогов, которые они уже должны уплатить. В каждом государстве-члене ЕС собранные доходы должны помочь облегчить последствия высоких цен на электроэнергию домохозяйствам и компаниям. А в октябре 2022 года президент США Байден даже пригрозил, что будет добиваться введения налога на сверхприбыль для нефтяных и газовых компаний, которые отчитались об очень высоких прибылях и продолжают устанавливать высокие цены», — отмечает Сергей Толкачев. По его словам, Байден пожелал, чтобы они использовали свою «возмутительную» прибыль — эффект войны в Украине — для расширения поставок нефти или снижения потребительских цен.
Эксперт считает, что разовый взнос в бюджет части сверхприбыли компаний — это более оперативная форма изъятия, по сути, рентных доходов, не требующая длительной институционализации в виде изменения налогового кодекса. При этом, по мнению Сергея Толкачева, ожидать распространения этой практики на малый и средний бизнес не стоит, так как МСБ не получает рентных доходов, а все доходы у него «честно предпринимательские».

Фото: сайт Московской городской думы