Дмитрий Перетятько

Либо меняешься, либо уходишь — эксперт

2022 год стал для бизнеса годом испытаний и годом возможностей. Об этом «Новостям малого бизнеса» рассказал основатель бренда Rawish Дмитрий Перетятько.

По его словам, заняться бизнесом они с другом решили после того, как выяснилось, что на российском рынке не хватает качественных напитков для создания коктейлей. Выход из ситуации нашли логичный, но не самый простой: начали делать тоники сами. Сначала на кухне, а потом на деньги инвесторов запустили производство. Так в 2020 году появилась компания Rawish, а на рынке появилась российская комбуча — напиток на основе чайного гриба. Шаг за шагом предприниматели завоевывали доверие покупателей, доказывая, что их комбуча совсем не похожа на настойку из трехлитровых банок с бабушкиным чайным грибом. «В 2020 начинали с 1,5 млн годовой выручки, в 2022 году к октябрю выросли до 23 млн. Напитки Rawish поставляют в 1,5 тыс. баров Москвы, 10 баров в других регионах России», — рассказывает, Дмитрий Перетятько.
Однако прошедший год, по утверждению основателя бренда, оказался для компании самым трудным и самым удачным. По словам Дмитрия Перетятько, трудности с бизнесом в первую очередь были связаны с санкциями, разрывом логистических цепочек. И тем, что освободившиеся полки магазинов, с которых ушли иностранные бренды напитков, недолго пустовали — началась конкуренция между российскими производителями. В этой ситуации предприниматели решили действовать. «Главным вызовом для Rawish — перестройка процессов: либо меняешься, либо исчезаешь. Нужно было искать новые способы логистики, менять поставщиков, перестраивать рекламные каналы. «С точки зрения финансов год тоже оказался не таким успешным, каким мы ожидали», — признается Дмитрий Перетятько.
В итоге было принято решение продавать свою продукцию исключительно через сайт, соцсети и крупные маркетплейсы, а также расширять оф-лайн продажи. « Нам удалось увеличить географию поставок, количество партнёров и точек, мы открыли склад в Санкт-Петербурге. Все это позволило в итоге за прошлый год увеличить оборот в два раза», — отмечает Дмитрий Перетятько. В планах компании в этом году увеличить продажи еще в 3-4 раза. Реализовать задуманное предприниматели планируют за счет новой упаковки — напиток стали разливать в алюминиевые банки. Ставка делается на молодежную аудиторию, которая должна это оценить.
А вот главным разочарованием прошлого года стало то, что экспортные продажи напитка оказались намного ниже прогнозируемого. « С этим мы не справились, хотя и вышли со своей продукцией в Китай. Но все эти проблемы решаемы. Одно могу сказать точно — прошлый год стал для нашей компании годом испытаний и годом возможностей», — отметил он.