УФАС

Максим Шаскольский: Петербург на 11 месте по числу неконкурентных закупок

Руководитель ФАС России заявил об этом на Форуме контрактных отношений, который открылся сегодня в Петербурге.

В субъектах РФ на основании 46-ФЗ заключено более 12 тысяч контрактов с единственным поставщиком в рамках этого закона на сумму более 500 млрд рублей, в том числе на высококонкурентных рынках. Это данные по ЕИС, но учитывая, что два месяца нельзя было вносить сведения в систему, этот показатель может быть еще больше, рассказал руководитель ФАС России Максим Шаскольский на Форуме контрактных отношений, который проходит в Петербурге 6-7 октября, сообщает корреспондент «Новостей малого бизнеса».
Напомним, что принятый 8 марта 2022 года закон дает возможность правительству и субъектам РФ до до 31 декабря 2022 года самостоятельно устанавливать случаи и порядок госзакупок у единственного поставщика.
ФАС следит за регионами, которые проводят эту работу, и составили их рейтинг. «Петербург в десятку не попадает. Это хорошо, но он 11-й», — уточнил Шаскольский, вызвав смех в зале. Есть регионы, где вообще нет контрактов по 46-ФЗ, например, Ивановская и Брянская области.
Глава ФАС отметил, что вы некоторых регионах даже собственный порядок заключения контракта с единственным поставщиком не соблюдается. В ФАС поступает много обращений от правоохранительных органов, в том числе на предмет проверки заключения контрактов с подрядчиком без опыта и без какой-либо связи со срочностью закупки и действием отдельных санкций.
В целом ФАС больше нравится обычная конкурсная процедура. Служба организовывает конференции сама и участвует в мероприятиях, проводимых коллегами, чтобы подготовить профессионального заказчика, который единственному поставщику предпочтет конкурентную процедуру так, где это возможно.
По словам главы ведомства, ФАС выработал критерии, на наличие которых одновременно свидетельствует о целесообразности проведения таких закупок:
— обоснование нецелесообразности проведения конкурентной закупки ввиду необходимости нивелировать последствия действий недружественных стран посредством закупки у единственного поставщика;
— основание социальной значимости планируемой закупки и необходимости безотлагательного проведения закупки у единственного поставщика с указанием негативных последствий в случае применения конкурентной закупки.
Максим Шаскольский отметил, что указанный подход уже применяется в ряде регионов РФ. Он напомнил, что в Петербурге 25 марта 2022 года принято постановление № 243. Документ определяет случаи закупок товаров, работ и услуг у единственного поставщика, к которым отнесены закупка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов и принадлежностей, запасных частей к медицинским изделиям, финансовая аренда (лизинг) вагонов метрополитена, закупка трамвайных вагонов, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, багажа, автомобильным транспортом по регулируемым тарифам. «Такой перечень случаев ограничен вышеуказанными основаниями, что не позволяет заказчикам злоупотреблять неконкурентными закупками», — подчеркнул руководитель ФАС.