такси

Чем обернется цифровизация рынка такси?

Агрегаторы готовы к увеличению ответственности, ведь все их затраты в любом случае будут компенсированы выросшими тарифами, полагает Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Что изменится с введением дополнительной ответственности агрегаторов и насколько они готовы принять новые правила? Сегодня рынок такси в России дуополистический: на нем два крупных агрегатора, между которыми разделено 90–95% объема заказов. Мелкие агрегаторы представлены лишь в отдельных регионах, и в этой связи их доля крайне невысока, суммарно около 5%, указал Михаил Хачатурян в своем комментарии, передают «Новости малого бизнеса». По его мнению, главное, что не устраивает сейчас всех участников рынка: за время пандемии таксистов из числа рабочих мигрантов из стран Средней Азии стало в разы меньше. Большинство из них было вынуждено покинуть Россию, а вернуться из-за закрытых границ могут только те, кто собирается работать на стройке.
Эксперт отметил, что на ситуацию компании реагируют по-разному. Малые агрегаторы вынуждены предлагать какие-то бонусы своим клиентам, чтобы не потерять их. Ну а более крупные смело повышают тарифы. Тем не менее, по оценке доцента кафедры РЭУ, в целом средняя стоимость изменилась не сильно. Поездка по центру Москвы протяженностью 3–4 км стоит около 500–600 руб. В зависимости от времени суток цена может варьироваться в большую или меньшую сторону, но колебания составляют примерно 70–100 руб. А вот качество услуг за эти деньги не всегда соответствующее, особенно когда речь идет об ответственности перед пассажирами в случае аварии, указал ученый.
В силу этого введение ответственности агрегаторов перед пассажирами — правильное и неизбежное решение, убежден Михаил Хачатурян. Оно позволит дисциплинировать онлайн-компании, которые до сегодняшнего дня с точки зрения закона играли лишь посредническую роль, предоставляя водителям информацию о спросе на поездки, а пассажирам — об имеющихся свободных машинах.
Введение ответственности вернет агрегаторов в правовое поле и сделает полноправными участниками отношений по организации поездки. Но: очевидно, что компенсация их затрат на реализацию норм по страхованию жизни пассажиров ляжет на потребителя. Поэтому можно сказать, что агрегаторы готовы к увеличению ответственности, ведь все их затраты в любом случае будут компенсированы выросшими тарифами, делает выводы эксперт.
«Рынок такси высокомаржинальный, спрос относительно стабильный, но, разумеется, будут потери в масштабах прибыли из-за необходимости оплачивать дополнительные страховые платежи. Однако в целом эти потери будут компенсированы примерно за полгода-год после вступления закона в силу», — резюмировал Михаил Хачатурян.