такси

Юристы: Пассажиры выбирают не из водителей, а из приложений

Законоведы СПбГУ обсудили правовые проблемы, возникающие при использовании интернет-агрегаторов.

Ученые Санкт-Петербургского госуниверситета в рамках Петербургского международного форума труда обсудили особенности правового регулирования работы интернет-агрегаторов на примере приложений для заказа такси, сообщили «Новостям малого бизнеса» в СПбГУ.
Сервисы по заказу такси, авиабилетов, товаров, бронированию гостиниц и квартир сегодня охватывают значительную часть рынка и в некоторых сферах почти вытеснили классические принципы общения покупатель-продавец. Работают интернет-агрегаторы по одному сценарию: собирают данные из разных информационных каналов, объединяют их объединяют их в один источник и предоставляют доступ клиенту к нему. Обычные действия – покупки или заказ услуг, — которые потребители делают через приложения, попадают в сложную систему правовых отношений, отмечают юристы.
Поскольку агрегаторы сами не оказывают услуги, и юридическую ответственность они несут только за предоставление неполной или недостоверной информации (статья 12 закона РФ «О защите прав потребителей») и только тогда, когда агрегатор заведомо знал о ее недостоверности, отметила доцент СПбГУ Аза Губаева. Это значит, что в случае спора, например, о качестве оказанной услуги агрегатор не несет ответственности ни перед получателем услуги, ни перед продавцом. Открытым остается и вопрос возмещения вреда.
Юристы обращают внимание, что пассажир, заказывая такси через интернет-агрегатор, доверяет именно конкретной программе и выбирает по сути не из водителей и таксопарков, а из приложений, загруженных в свой смартфон. Подобная проблема существует не только в России. Отметим, что в 2017 году Европейский суд признал интернет-агрегатор Uber не технологическим сервисом, а транспортной компанией.
Доцент СПбГУ Анатолий Гребенщиков рассказал, что сейчас в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, который призван урегулировать отношения в области оказания услуг такси. В частности, предлагается ввести термин «служба заказа легкового такси», предусматривая при этом возможность использования «любых сетей связи и средств связи», включая сеть интернет.
Служба заказа такси будет отвечать перед клиентом, если передаст заявку водителю, не имеющему соответствующего разрешения. Все водители, осуществляющие перевозки, должны будут пройти определенную процедуру (получить статус индивидуального предпринимателя или, как возможный вариант, пройти процедуру лицензирования).
По мнению экспертов, предлагаемые изменения повысят качество и безопасность услуг перевозчика, однако стоимость тоже вырастет.