Участники рынка спорят, хорош ли закон о такси

Страсти вокруг Федерального закона №69, в народе более известного просто как «Закон о такси», кипят уже второй год подряд. Еще сильнее споры в среде легальных таксистов и «серых бомбил» разгорелись после вступления в силу последних положений с 1 января 2012 года.

О законе

Федеральный закон №69 был принят 21 апреля 2011 года. Он предусматривал внесение ряда изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Изменения также затронули правила эксплуатации легковых такси. С 1 сентября 2011 года у всех такси, будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, должны были появиться разрешения на перевозку пассажиров и багажа. Разрешение, по закону, действует только на территории того региона, уполномоченный орган которого его выдал, однако если между регионами заключено соглашение, то оно действительно и на территории другого региона.
Водитель также обязан выдавать пассажиру кассовый чек или квитанцию за поездку. При этом автомобиль таксиста обязательно должен быть оборудован необходимыми опознавательными знаками — оранжевый фонарь на крыше и «шашечки». Административный штраф за нарушение составит от одной до пяти тысяч рублей для водителей, от 10 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.
Штрафы, напротив, получат и те авто, которые имеют определенную цветографическую схему такси или опознавательный фонарь на крыше, если у водителя нет на то соответствующего разрешения. Каждые полгода такси в обязательном порядке должно проходить гостехосмотр. У таксиста должен быть стаж работы водителем не менее 3 лет или общий водительский стаж не менее 5 лет. Авто обязательно проходят контроль техсостояния перед выездом на линию, а водители — предрейсовый медосмотр. Кроме того, законом предписано выбрать единую цветовую гамму такси, работающего в регионе.
Предусматривается также, что с 1 января 2015 года законом субъекта может устанавливаться максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Однако оно не должно быть меньше числа разрешений, действующих по состоянию на 1 июля 2014 года.
После вступления в силу Федерального закона «О такси» на местах стали появляться городские законопроекты, которые должны были «вживить» всероссийский закон в региональную почву. Так, на местном уровне законы о такси появились Воронежской области, республике Башкортостан, Якутии, на Урале, в Перми и во многих других городах и областях Российской Федерации.

Как у нас?

В Северной столице, однако, городской законопроект еще не принят. Проект закона «О регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси в Санкт-Петербурге» был разработан и вынесен на рассмотрение Законодательного собрания фракцией «Единая Россия». На очередном заседании петербургского ЗакСа 18 января проект закона во втором чтении значился в повестке. Однако по итогам заседания парламентариев никакого решения по законопроекту не вынесено, «исчез» пункт «Закона о такси» даже из отчета пресс-службы о заседании ЗС. Напомним, градоначальник ранее уже наложил вето на городской законопроект об осуществлении таксомоторной деятельности на территории области, инициированный депутатами Законодательного Собрания.
Данную ситуацию в СМИ прокомментировал первый заместитель председателя Юридического комитета администрации Петербурга Сергей Макаров. По его словам, проект был отклонен по двум причинам. Во-первых, несмотря на то, что Петербург получил полномочия навести порядок в сфере таксомоторных перевозок, в документе нет никаких указаний на то, каким образом осуществлять контроль. Во-вторых, возможность установить требования к единой цветовой гамме. В первоначальной версии закона был утвержден обязательный желтый цвет, но подобное условие уже снято. Этого смогли добиться руководители крупных служб такси, убедив главу комитета по законодательству городского парламента Виталия Милонова не включать в закон требование о едином цвете. Милонов пообещал перевозчикам, что вопрос о едином цвете такси не будет подниматься в ближайшие 5 лет.
К слову, пока шла борьба между депутатами и таксистами, быть ли такси Петербурга «черными лондонскими кэбами» или же «желтыми в „шашечку“ символами Нью-Йорка», городской таксомоторный союз решил узнать у жителей Северной столицы, такси какого цвета они бы хотели видеть на своих улицах. Многие жители Санкт-Петербурга проголосовали за желтый цвет. Хотя значительная часть опрошенных также была не против красного.
Кроме решения о цветовом единообразии петербургских такси в законопроекте, разработанном «единороссами», отсутствует упоминание об обязательной установке таксометров. Законопроект не отвечает и на очень важный вопрос, каким образом легально совершать поездки из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область? Ведь Федеральный закон определяет, что разрешения действуют только в одном регионе.
Какую же информацию все же несет последняя редакция городского законопроекта «О такси»? Во-первых, петербургские власти согласно закону обязаны будут создать специальные круглосуточные стоянки для такси — их в городе запланировано 213, в основном они будут находиться рядом с ж/д вокзалами и аэропортом. При этом часть из них получит статус «регулируемых» и будет оборудована административно-диспетчерскими пунктами.
Как сообщили в комитете по транспорту, работа в этом направлении уже ведется. По 21 адресу из списка стоянки уже созданы. По остальным Комитетом по печати проводится конкурс. Попасть на стоянку таксист сможет благодаря специальному разрешению, в которое вмонтирован чип. Также разрешение с чипом — это показатель лицензионной деятельности таксиста. В Петербурге обращаться за специальным разрешением перевозчики должны в комитет по транспорту. Разрешение выдается в течение 30 дней с момента обращения и действует на протяжении 5 лет. В настоящее время выдано более 3 тыс. таких документов. Для водителей данная процедура абсолютно бесплатна, все расходы берет на себя комитет по транспорту.
Полиция на транспорте Северной столицы в настоящий момент проводит оперативно-профилактические рейды для выявления нарушителей, осуществляющих таксомоторную деятельность без спецразрешения. С одной стороны, утверждает Комитет по транспорту, это будет способствовать осуществлению более тщательного контроля за соблюдением правил безопасности пассажиров, с другой, обеспечит поступление в городской бюджет налоговых сборов за данный вид деятельности. Кстати, из легальных таксистов города намерены составить единый Реестр, который будет размещаться на сайте уполномоченного органа.

Анна Носик,
«Санкт-Петербург.ру»

Справка «Новостей малого бизнеса»:
Что касается полицейских рейдов, то городские СМИ со ссылкой на источники в Северо-Западном управлении МВД на транспорте сообщают, что проверки нелегальных такси в Санкт-Петербурге пока отложены на неопределенный срок. Это связано с сильной загруженностью ведомства. Легальные таксисты считают, что дело в выборах – пока они не пройдут, проверок не будет. Единственный рейд прошел в середине января в Красногвардейском районе. Тогда у Ладожского вокзала было задержано 6 нелегальных такси.
Председатель Комитета по транспорту Петербурга Станислав Попов считает, что для борьбы с нелегальными перевозчиками нужно усовершенствовать законодательство. Чиновник полагает, что введение «единого регулируемого тарифа на социальных и коммерческих маршрутах избавит город от нелегальных перевозчиков. По его словам, до конца 2012 года все автобусы, в том числе и коммерческие, будут оснащены электронным контролером, считывающим поездки или деньги с проездных билетов. Оплата наличными уйдет в небытие, и это позволит полностью исключить работу нелегального автотранспорта.