мода

Пандемия внесла коррективы в планы Петербурга стать модной столицей России

В период самоизоляции фэшн-индустрия Северной столицы, чтобы выжить, вынуждена была перейти на пошив защитных масок и комбинезонов. Но это не значит, что шансов на модное лидерство у города нет.

По словам директора СПб ГБУ «Центр развитии и поддержки предпринимательства» Льва Кузнецова, из-за пандемии в Петербурге пострадало 52 вида экономической деятельности. Среди пострадавших отраслей экономики и фэшн-индустрия. Особенно заметен провал был весной прошлого года, когда продажи одежды упали до 70 процентов по отношению к 2019 году, потянув за собой всю модную индустрию города. По данным «Новостей малого бизнеса», по предварительным прогнозам, и в 2021 году петербуржцы будут снова экономить и меньше приобретать модных новинок.
Стоит напомнить, что Петербург не зря в свое время боролся за статус модной столицы страны, так как только дизайнеров, работающих в фэшн индустрии города, около ста тысяч человек, также на рынке продолжает трудиться несколько сотен швейных производств. А потому чтобы выжить, швейный бизнес был вынужден подстраиваться под современную действительность. Как сообщил Лев Кузнецов, в условиях, когда модные платья оказались невостребованными, представители модного бизнеса стали шить средства индивидуальной защиты — маски и комбинезоны. «Перепрофилирование не только позволило выжить бизнесу в непростых условиях, но и даже неплохо заработать. По неофициальным данным, некоторые представители модного бизнеса только на пошиве масок и комбинезонов сумели не только сохранить свои рабочие коллективы, но заработать в 10 раз больше, чем год назад, когда они шили одежду — до 1 млрд. рублей. Кто не сумел перестроиться под требования времени — был вынужден уйти с рынка», — отмечает он.
В свою очередь представители швейного бизнеса стали применять цифровые технологии в поиске клиентов. По словам основателя одного из модных домов Петербурга Виктории Тишиной, она всегда немного завидовала тем компания, которые даже в период кризисов не перестраивались под рынок, а перестраивали его под себя. Для ее коллектива такой перестройкой рынка стал выход в цифру и продажа изделий на виртуальных площадках. «Мы понимали, что доходы и расходы наши покупательниц стали не такими, какими были до пандемии. Уйдя в Интернет, мы создали специальные коллекции для тех, кто хочет выглядеть модно и стильно даже в такое непросто время», — рассказывает она.
Виктория Тишина поясняет, что, если до пандемии большинство покупок совершалось спонтанно — увидели симпатичную блузку, купили, принесли домой, поняли, что ошиблись и убрали в шкаф до лучших времен, то сейчас покупатели стали относиться к приобретению одежды более осмысленно. На первое место выходит соотношение цены и качества. На втором — дизайн. Кстати, по словам Виктории Тишиной, петербургские кутюрье увидели новый тренд — горожане переориентировались на свободную одежду, в моду вошел так называемый пижамный стиль. Сказалось влияние ковида — во время самоизоляции мы большую часть времени проводили в свободной и удобной одежде. И сегодня многие модницы предпочитает выходить на улицу чуть ли не в спортивных костюмах.
«Открою вам маленькую тайну — мы на лето разработали новую коллекцию из специального трикотажа — удобные костюмы, чем-то напоминающие спортивные, которые можно надеть в офис», — говорит она. Еще один модный тренд фэшн -индустрии Северной столицы — одежда оверсайз. Как говорят дизайнеры, за время самоизоляции из-за сидячего образа жизни мы немного поправились. Даже бег вокруг дома не всем помог остаться в свое весе. А потому в моде — свободные жакеты. И свободный универсальный стиль. «Женщина сама сможет обыграть свой наряд. Например, на работу она может надеть костюм, пойти на переговоры в туфлях на каблуке. А вечером в этом же костюме, но уже в кроссовках, встретиться с подругами в кафе», – уверена Виктория Тишина.
По мнению аналитиков, хотя наш город пока не стал модной столицей страны, но у него есть все шансы ею стать, как только восстановится рынок. Опросы показали, что период самоизоляции изменил отношение горожан к отечественному производителю. По данным социологов, при выборе одежды сегодня для каждого второго покупателя дополнительной мотивацией служит информация о том, что она сшита в нашей стране или в нашем городе. А общее количество интернет-запросов на крупнейшие российские бренды выросло за последнее время на 78 процентов.
«У петербуржцев есть желание довериться отечественному производителю. Но порой им банально не хватает денег, чтобы покупать новую одежду, а представителям фэшн — индустрии, пережившим период ковида, нужна поддержка города, чтобы развивать производство», — говорит социолог Наталья Смородина. А это значит, что Смольному стоит подумать о создании обещанного модного кластера на карте города, а также о льготах для тех, кто шьет и производит одежду.