пустые офисы

Эксперт: «Удаленка» стала неотъемлемой частью рабочего процесса

В Петербурге пустует 263,5 тыс. кв. м офисных помещений. Объём вакансии в классе В, обычно занимаемом малым бизнесом, увеличился на 81% в сравнении с итогами 2019 года.

По итогам 2020 года суммарная площадь свободных помещений составила 263,5 тыс. кв. м, что на 67% больше, чем в конце 2019 г. – таковые данные исследования офисной недвижимости, проведенные Knight Frank St Petersburg. Общий объём предложения качественных офисных помещений достиг 3,8 млн кв. м, из которых 82% площадей предназначены для аренды. За год было введено в эксплуатацию 141,3 тыс. кв. м, что на 11% выше показателя 2019 г, однако более 80 тыс. «квадратов» приходится на вторую очередь «Лахта –центра».
В компании отмечают, что в первую очередь на увеличение показателя свободного предложения повлияли пандемия и, как вынужденная мера, – перевод сотрудников на «удаленку», передает корреспондент «Новостей малого бизнеса». Все компании, которые могли расторгнуть арендные договоры с минимальными штрафами, освобождали площади, в большей степени это коснулось компаний малого и среднего бизнеса, занимавших площади в бизнес-центрах класса В. Объём вакансии в этом сегменте увеличился на 81% в сравнении с итогами 2019 г., доля свободных площадей увеличилась на 3,0 п. п., достигнув 8,3%.
Также арендаторы переезжали из бизнес-центров класса А в менее качественные, так что свободное предложение увеличилось на 22% по сравнению с итогом 2019 г. За счет значительного объёма введённых объектов класса А (101,2 тыс. кв. м в 2020 г. против 21,2 тыс. кв. м в 2019 г.), в которых 94% площадей были заняты на момент ввода в эксплуатацию, незначительно увеличилась доля вакантных площадей – на 0,3 п. п., до 3,9%.
По словам Михаила Тюнина, заместителя генерального директора Knight Frank St Petersburg, большинство предпринимателей понимает, что «удаленка» стала неотъемлемой частью рабочего процесса. «Многие компании планируют оставить на удаленной работе 40–60% сотрудников, вероятнее всего, данная тенденция не приведет к пропорциональному сокращению занимаемых площадей», — предполагает эксперт. Он также отметил, что компании стремятся адаптировать существующие офисные площади под новые условия таким образом, чтобы пребывание в офисе для сотрудников было комфортным и безопасным. Планирование и оптимизация пространства (Workplace Strategy), как показывает практика, обходится дешевле, чем переезд или отказ от площадей.