Отстающие и догоняющие

Предприятия, построенные в начале XXI века на деньги зарубежных инвесторов, составляют основу петербургской промышленности. Они приносят городу больше, чем все советские гиганты и флагманы вместе взятые

В Северной столице продолжают подводить экономические итоги 2016 года, и вновь повсюду звучит фраза, что наш город – промышленный. Но статистика показывает, что это не совсем так.

По данным Петростата, город на Неве скорее торговый. Доля промышленности в ВРП (валовой региональный продукт) уже с 2014 года стала меньше двадцати процентов. Тогда как доля торговли, во всем ее разнообразии, превышает 25 %. Практически сравнялись с промышленностью по своей значимости риелторы. Они обеспечивают более 19 % ВРП. Не последнюю роль играет строительство, транспорт, связь, финансовые и прочие услуги.

Однако процентная доля в ВРП – это не единственный показатель значимости. Сегодня промышленность дает более 40 % городского бюджета (как он распределяется – другой вопрос). На промпредприятиях трудится около 40 % трудоспособного населения. К тому же драйверами экономического роста могут быть отрасли, не обеспечивающие большую часть ВРП, но задающие импульс положительной динамики.

Флагманы – в арьергарде?
Общедоступная статистика показывает, что самое важное в нашем городе – машиностроение. Но машиностроение – понятие широкое, оно включает в себя множество отраслей. Оказывается, что по объему отгруженной продукции абсолютное первенство среди таких отраслей в целом удерживает автомобилестроение. Или, как пишут в документах, «производство транспортных средств и оборудования».

За 11 месяцев 2016 года по этой статье объем отгруженной продукции составил 338,8 млрд рублей. Для сравнения, по статье «производство машин и оборудования» (от тракторов и турбин, до насосов и оружия) объем за тот же период времени достиг всего 104,8 млрд рублей. «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», включающее в себя телевизоры, оптические приборы, электродвигатели и другую технику, смогло «отгрузить» за 11 месяцев прошлого года 171,1 млрд рублей. То есть, эта статья у петербургского автомобилестроения больше, чем у общего машиностроения, электроники и электротехники вместе взятых.

Когда мы говорим об автомобилестроении Северной столицы, то речь идет, прежде всего, о заводах, построенных в начале XXI века на деньги иностранных инвесторов. Это Nissan (ООО «Ниссан Мануфэкчуринг РУС), Toyota (ООО «Тойота Мотор Корпорэйшн»), Hyundai (ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»), Skania (ООО «Скания – Питер») и MAN (ООО «МАН трак энд бас РУС»). На них трудится около 7000 человек. Это меньше, чем на одном только Кировском заводе (штат составляет 8000 человек), который в прошлом году получил рекордный за последние пять лет убыток в 1,4 млрд рублей. Разница в численности персонала свидетельствует и о разнице в производительности труда.

Получается, что совсем молодые предприятия (а самое «старое» из них – это завод Nissan, которому в этом году исполнится десять лет) составляют основу городской промышленности в целом. Они приносят Санкт-Петербургу больше, чем все наши знаменитые гиганты и флагманы, обретшие славу еще в советские времена…

Hyundai VS Автоваз
По своему весу и значимости второе место в городской промышленности, бесспорно, занимает пищевая отрасль. За январь—ноябрь 2016 года объем отгруженной продукции в производстве пищевых продуктов, напитков и табака составил 321,6 млрд рублей.

Заметную, но не ведущую роль играет также металлургия: 124,3 млрд руб. отгруженной продукции за 11 месяцев 2016 года – больше, чем производство машин и оборудования, но меньше электротехники и электроники.

Петербургское судостроение находится под контролем Объединенной судостроительной корпорации и практически полностью ориентировано на «оборонку». Людей в судостроительной отрасли занято немало: одни только «Адмиралтейские верфи» – это почти 8000 человек. Подсчитывать объем отгруженной продукции из месяца в месяц занятие по большому счету бессмысленное, так как сам процесс производства длительный. Однако, по предварительным оценкам, судостроительные предприятия в лучшем случае получат по итогам 2016 года не больше 60 млрд рублей выручки. При этом практически весь судпром обременен большими долгами, и говорить о какой-либо прибыли для большинства верфей не приходится.

Еще меньшие объемы у химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности. В итоге мы получаем вполне ясную картину по ведущим отраслям.

Если учесть, что абсолютным лидером среди автомобилестроительных предприятий выступает завод Hyundai (2200 рабочих мест), выпускающий в два раза больше машин, чем Nissan и Toyota вместе взятые, то можно назвать важнейшее промышленное предприятие в городе. По уровню производительности труда завод южнокорейской компании тоже в числе лидеров: например с конвейера Hyundai в Петербурге сошло в 2016 году чуть более 200 тысяч автомобилей. Знаменитый «АвтоВАЗ» выпустил около 400 тысяч. Но на петербургском предприятии работает 2200 человек, а на заводе в Тольятти – 43 тысячи. Есть разница?

На фоне скромной Восточной Европы
Насколько же в целом велик объем петербургской промышленной продукции? Итоговые цифры зависят от способов подсчета и сравнения с другими городами.

По данным того же Петростата, городской ВРП составит в 2016 году около $45 млрд. При этом на обрабатывающие производства придется около 19,5 % ВРП, то есть не более $9 млрд. Для сравнения, валовой внутренний продукт столичного региона в Венгрии, согласно информации Национальной службы статистики этой страны, в 2015 году составил, как и в Санкт-Петербурге, $45 млрд. Вот только население Будапешта, далеко не самого богатого и промышленного города Европы, вместе с пригородами не превышает два миллиона человек. Доля промышленности в столичном ВВП составляет 30 % или $15 млрд.

По своему объему петербургскую промышленность можно было бы сравнить с промышленностью Братиславы. В 2015 году, по данным официального портала словацкой столицы bratislawa.sl, местные производители дали городу более 40 % его ВВП или около $9 млрд. Увы, население Братиславы со всеми ее пригородами не превышает 750 тысяч человек.

Сравнения с западноевропейскими, американскими или южнокорейскими промышленными центрами будут еще менее выигрышными. Тем не менее, согласно важнейшему городскому документу «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года» Северная столица планирует приближаться по всем показателям качества жизни к таким городам, как Барселона и Гамбург.

Малый, средний и незаметный
Роль малого и среднего бизнеса в петербургской промышленности чрезвычайно мала: доля МСБ не превышает 10 %. Однако в отдельных отраслях малые предприятия занимают куда более достойную нишу. Например, в «легких отраслях» они выпускают свыше 50 % продукции.

По словам главы комитета по промышленной политике Санкт-Петербурга Максима Мейксина, уровень заработной платы у «легковесов» почти в два раза ниже, чем в среднем по экономике. Именно поэтому эта отрасль развивается не так быстро, как хотелось бы.
Сегодня на «легкую отрасль» работает 21 крупное и среднее предприятие, где трудится 13 тыс. человек, или 3,8 % занятых в промышленности города. Причем большая часть – свыше десяти тысяч, трудится на «Авангарде», «БТК Групп», RedFox и «Нева-Нити». На остальных, среди которых «Скороход», фабрика литьевой обуви, «ОАО «Кожа» – 2,9 тыс. человек.

Растет процент МСБ в высокотехнологичных отраслях. К слову, высокопроизводительные предприятия, такие как «МАН трак энд бас РУС», часто имеют штат сотрудников не превышающий сто человек.

Тем не менее, опираясь на показания Петростата, можно с уверенностью сказать, что в петербургском машиностроении МСБ не превышает 7-8 %. Это очень мало. Для сравнения, в Чешской республике, по данным Всемирного банка, доля малых предприятий машиностроительной отрасли составляет около 45 %. В Германии этот процент еще выше – 53 %.

Сергей Баричев, гендиректор работающего с Кировским заводом ООО «Прим», считает, что для малого бизнеса в промышленности наступили не самые лучшие времена. Рынок сегодня маленький, поэтому очень важно для производства закрепиться и найти заказчика.

«Если его потерять, то замену искать придется долго. За последние полгода стало чуть-чуть поспокойнее – наша выручка выросла на 20 %. Но мы, конечно, понимаем, что это может в одночасье закончиться», – констатирует спикер.

Другой эксперт, управляющий директор ООО «НИК» (электронные химикаты) Виталий Карбицкий сожалеет, что постоянные проверки, несмотря на все обещания власти, сократят долю малых предприятий в промышленности еще больше.

«Сегодня малый бизнес в крупной индустрии присутствует, но мало и слабо. Диктат со стороны проверяющих органов не ослабевает. Относятся так, как будто ты бабушек на улице грабишь, а не делом занимаешься. Не знаю, как дальше, но малый бизнес в большой промышленности имеет туманные перспективы. Госзаказ – рискованно, потому что не всегда теперь платят вовремя. Потребрынок пугает плохим спросом, а в нашем случае его вообще нет. На экспорт выходить тяжело – силенок маловато», – рассказал Карбицкий «Новостям малого бизнеса».

Отметим, что согласно официальным данным Комитета по промышленной политике, на протяжении 2016 года индекс промышленного производства и индекс КППИ демонстрировали плавный рост (так, в декабре Индекс настроений составил 51,4 %).
Согласно опросам, почти 30 % предприятий готовы увеличивать выпуски продукции, что, по мнению Максима Мейксина, может положительно отразиться на динамике развития промышленности в 2017 году.
Борис КОВАРДИН
Фото: Николай Шестаков/РИА Новости