Метрополитен вернет торговлю на «Удельную» и «Пионерскую»

Торговля, изгнанная из 50-метровой зоны станций «Пионерская» и «Удельная» год назад, возвращается в новом обличье. Павильоны на этот раз устанавливают не частные владельцы, а сам ГУП «Петербургский метрополитен». Подземка опубликовала на своем официальном сайте запрос предложений от потенциальных подрядчиков на возведение семи некапитальных сооружений — павильонов для торговли.
Согласно документации ГУПа, 4 павильона площадью по 42 кв. метра должны разместиться в привестибюльной зоне метро «Удельная», и 3 торговых помещения площадью 54, 36,8 и 39 кв. метров (в общей сложности около 300 кв. метров). Заказчик отмечает, что, по согласованному проекту, предполагается возведение одноэтажных металлических конструкций витражного типа с заполнением стеклопакетами. Планируется, что на строительство стандартных павильонов метрополитен потратит 1 млн 451 тысячу рублей.
Эти траты, впрочем, государственное предприятие планирует с лихвой возместить за счет сдачи торговых площадей в аренду. В документации к тендеру прямо указано, что цель работ по строительству павильонов — получение дополнительных доходов.
Как пояснили «Фонтанке» в пресс-службе ГУПа, в отличие от тех ларьков, которые были снесены у этих станций в прошлом году, новые павильоны будут выполнены в едином стиле, а значит, не будут портить вид. Кроме того, торговать в них можно будет лишь разрешенной продукцией.
Согласно городскому закону от 2005 года, принятому при экс-губернаторе Валентине Матвиенко, торговать в 50-метровой зоне метрополитена запрещено. Исключения делаются только для продавцов печатной продукции и цветов. Также можно разворачивать торговлю близ метро владельцам капитальных сооружений. Последнее, как показывает опыт, выражается в строительстве торговых центров, совмещенных с вестибюлями. Девелоперы, надо сказать, активно осваивают эту возможность. В ближайшее время в Петербурге откроется торговый центр и вестибюль на станции «Международная». Также ожидается строительство второй очереди комплекса «Пик-2», совмещенного с выходом «Спасской».
О выгоде такого строительства говорить не приходится. С учетом того, что ежедневно услугами подземки в Петербурге пользуется 2 млн. человек, на каждую станцию приходится ежедневная нагрузка около 35 тысяч горожан. Все они — потенциальные клиенты расположенных у метро магазинов.
Разумеется, и арендные ставки в этих торговых площадях могут быть в десятки раз выше, чем в среднем по конкретному району. Как рассказали «Фонтанке» предприниматели, арендовавшие у собственников снесенные павильоны у «Удельной», средние ставки там составляли 200 — 300 долларов за кв. метр в месяц. Прибыль от торговой точки в 10 кв. метров могла доходить до 2,5 тысячи долларов в месяц.
Каковы будут арендные ставки в павильонах метрополитена, пока неизвестно. Однако представители бизнеса полагают, что арендовать в них места будет не так просто даже за эти деньги. «Конечно, ставки в этих павильона будут выше, чем в аналогичных торговых помещениях, которые находятся не в такой близости от метро, — подтверждает председатель петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. — Но Метрополитен при заполнении площадей также может оказать предпочтение таким близким структуре организациям, как «Метропресс».
Также Третьяков напомнил, что снос павильонов у «Удельной» и «Пионерской» власти объясняли требованиями безопасности. «Якобы торговля в 50-метровой зоне от метрополитена создавала террористическую угрозу, — отмечает защитник прав малого бизнеса. — Теперь же очевидно, что это был просто способ давления на частный бизнес».
Напомним, что массовый снос павильонов у станций «Удельная» и «Пионерская» состоялся в марте прошлого года. Смольный руководствовался не только законом о 50-метровой охранной зоне метрополитена, но и решениями судов, которые признали собственников ларьков незаконными арендаторами городской земли, так как их арендные соглашения с властями были просрочены.

Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру», 13.12.2012 г.