ФНС

Налоговая безопасность: зачем она бизнесу

20 млн рублей неуплаченного НДС превращается в налоговую претензию на 100 млн рублей, доводя бизнес до разорения.

Специалисты утверждают, что такие ситуации происходят сплошь и рядом. Казалось бы, предприниматель подготовлен и бухгалтер его фирмы не вчера родился, но налоговики то и дело преподносят сюрпризы.

Диссонанс внешнего и внутреннего

Консультанты по налогам объясняют это несоответствием Налогового Кодекса тому, как на самом деле действуют сотрудники ведомства. Внутренние регламенты диссонируют с отраслевым кодексом. Они предназначены только для служебного пользования, и никто об установленном порядке не знает, кроме самих налоговиков. Что как раз и тянет, по мнению экспертов консалтинговой компании RusAdvice, за собой финансовые риски фирмы.

Если углубится в терминологию, то суть налоговой безопасности предпринимателей заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности. Поэтому нужно четко следить за тем, к чему могут придраться.

Например, все посреднические схемы априори привлекают налоговиков как потенциальные способы ухода от налогов. Известно, что у каждой сделки должна быть коммерческая цель. И если сам предприниматель не может объяснить, зачем он что-то делает, то доблестные офицеры тут же запишут его в потенциальные преступники.

Первым делом – деньги

Эксперты сетуют, что обычно у компаний с документооборотом «беда», ведь все сосредоточены на продукте и прибыли, а о бумажках задумываются в последнюю очередь. При этом, налоговые инспекторы – это живые люди с ручками и ножками, с определенным опытом, но они не могут знать каждую сферу бизнеса. И, чего уж там греха таить, есть места, в которых они вообще ничего не понимают. И от недопонимания тут же начинают подозревать.

Допустим, сложности у предпринимателя могут возникнуть с маркетинговыми расходами. Одна компания потратила по этой статье миллион, а другая миллиард. Почему? Или IT-сфера: почему фирма израсходовала столько денег на какой-то конкретный компьютер, когда другие и половины не тратят.

Хорошо бы представителям бизнеса быть готовыми к ответам на подобное недопонимание. Тем более, что налоговая инспекция, как коллективный разум, аккумулирует в себе весь опыт коллег по России. А страна наша велика и обширна, только порядку в ней нету до сих пор.

Параметры безопасности
Несмотря на закрытость структуры от публичности, все же можно вычленить несколько параметров, по которым ФНС оценивает бизнес с точки зрения безопасности.

Первое, это вычеты по НДС: если они составляют выше 89%, то пора встревожиться. Почему налоговые органы установили именно такой показатель, возможно и сами сотрудники ведомства не знают. Однако от их внимания факт превышения нормы не ускользнет.

Второе, это, конечно же, нулевые показатели прибыли на протяжении нескольких налоговых периодов. Здесь на помощь придет инвестиционный проект. Если он у компании рассчитан на долгую окупаемость, то объяснение обоснованно.

Третье – ситуация, при которой у фирмы оборот равен расходу или превышает его показатели. Четвертое – низкая налоговая нагрузка. Пятое – трудовые ресурсы отсутствуют или не соответствуют характеру деятельности предприятия. Шестое – зарплата сотрудников ниже прожиточного минимума или региональных критериев. Седьмое – наличие камеральных проверок деклараций по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ. Вроде бы все понятно предпринимателю и без уточнений. И тем не менее…

Априори пристальное внимание ФНС направлено на большие компании. Что кажется логичным: ведь чем больше у тебя есть, тем больше ты можешь спрятать. К тому же один из ключевых аспектов налоговой безопасности – это работа с поставщиками и покупателями. И чем крупнее предприятие, тем больше этих цепочек.

Что касается документооборота, то в первую очередь комиссары смотрят первичные документы: договоры, акты, спецификации, накладные, платежные документы и поручения. В каждом из этих бумаг есть пункты, которые потом могут сказаться на налоговой безопасности. Примером может служить платежное поручение – кто-то пишет кратко, что это оплата за товар, а кто-то расписывает все до мелочи.

Второй случай может вызвать лишние вопросы у налоговой. Далее проверяются так называемые документы второго порядка – протоколы, записи переговоров, переписка. Затем деловой оборот и реальность сделки. При этом будут использованы разные подходы в работе в зависимости от того, чем компания занимается, товарами или услугами.

Знай своего контрагента

Бизнес обычно действует по принципу коммерческой осмотрительности, чтобы не получить проблем в дальнейшем. Знать своего контрагента призывает и налоговая инспекция.

Проверить любую компанию на благонадежность сейчас не составляет труда, ведь в сети Интернет существует огромное количество специализированных сайтов, в том числе и у самой налоговой инспекции. Условия сделки не должны быть уникальными в плане того, насколько эта сделка укладывается в деловой оборот. Ведь никто в здравом уме и трезвой памяти не покупает товар, оплата по которому поступит через 5 лет. Отсюда вытекает то, что коммерческие операции лучше осуществлять их по-простому, исключая возможные подозрения в мнимости.

По каким критериям можно определить риски при проверке партнера? Самым опасным показателем считается массовый или недостоверный юридический адрес. Насторожить должна и недостоверность сведений о директоре или то, что на нем записано 5-6 юридических лиц, а компания зарегистрирована недавно. К числу подозрительных является большой разброс в оформленных видах деятельности по ОКВЭД, от медицины до стройки, или и сведения о заблокированных счетах.

Что касается участия контрагента в судебных делах, то компания банально могла отстаивать свои интересы. Спикеры из RusAdvice шутят, мол, всегда нужно проверить, достаточно ли велик космодром, чтобы успешно запустить вашу ракету.

Налоговые схемы

В понятие налоговой безопасности входят и вопросы информационной и технической безопасности компании. Все электронные следы находятся под присмотром ФНС. Например, точки сдачи отчетности и входа в банк-клиент (IP), откуда фирма входит в банк. Если у компании 20 контрагентов, а отчеты сдаются с одного IP, это как минимум подозрительно.

Не стоит также допускать к информации неограниченное число сотрудников и делать носители информации доступными физически. Не секрет, что первыми всегда изымаются серверы с базами данных. Стоит также позаботится о наличии специализированной правовой поддержки, ведь корпоративные юристы отличаются от тех, кто занимается налогами.

Специалисты RusAdvice в Деда Мороза и чудеса не верят, уверяя, что все налоговые схемы описаны в Кодексе. Существует правильное применение имеющихся налоговых льгот и режимов, а оптимизации налоговых схем через высокорискованные инструменты не существует.

К примеру, для компаний, которые применяют в своей работе специальные налоговые режимы – упрощенная система, патентная система, налог на профессиональный доход, льготы для ИТ-сектора – до 2024 года установлен нулевой налог на прибыль. Но при наличии определенных условий – помимо государственной аккредитации доля предприятия от деятельности в области ИТ должна составлять не менее 70% по итогам отчетного налогового периода.

Профессионалы утверждают, что сэкономить на сборах поможет комплексность и экономический расчет, когда налоговая выгода не является главной целью. А применение правовых инструментов и льгот должно быть гармонично встроено в структуру бизнеса.

Екатерина КЛИМИНА