Ждун

Путин, каникулы и эксперты в тупике

Апрельские «каникулы» породили массу вопросов, как быть с работниками, в среде HRов и руководителей компаний…

Платить по Указу

Мы знаем то, что ничего не знаем – так можно было бы охарактеризовать ситуацию, возникшую на рынке труда в объявленный нерабочий месяц. Многие компании в России продолжают функционировать тем или иным способом, пытаясь спасти себя от разорения. Президентский Указ застал малый бизнес врасплох. Как нанимать, как увольнять, как вести документооборот и оплачивать этот месяц?

Ирина Новикова, старший менеджер департамента консультирования по управлению персоналом компании EY, приводит данные мини-опроса среди 79 компаний из практически всех секторов экономики численностью от 250 до 100000 человек. По её словам, большинство опрошенных продолжает так или иначе осуществлять свою деятельность и оплату производит по обычной схеме. Только 10% компаний, в которых сотрудники работают удаленно, признали эти дни нерабочими и ввели оплату в соответствии с Трудовым кодексом. Из них всего 1% решил применить другие методы расчётов зарплаты, например, повышающий коэффициент.

Опрос показал: 90% компаний, чьи сотрудники могут работать удалённо, уже организовали этот процесс. О том, что сотрудники посещают офисы, заявили 50% компаний, выведенных из-под Указа Президента от 25 марта 2020 года «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», и 25%, попавших под действие этого правового акта. Но практически у всех опрошенных возникли трудности с тем, относится ли компания или какое-то её подразделение к непрерывно действующим. Эксперт считает, это произошло, потому что формулировка в Трудовом кодексе недостаточно точная.

Есть и прямые коллизии. Так, 3% опрошенных компаний оформили простой по причинам, не зависящим от работодателя или работника. По кодексу, это должно оплачиваться суммой не менее чем в 2\3 от должностного оклада или тарифной ставки. При этом в президентском Указе президента декларируется сохранение зарплаты, а в разъяснениях Минтруда подчёркивается невозможность её снижения в период «каникул». Поэтому оформление простоя при выплате заработной платы в этот период выглядит не совсем правомерным, подчёркивает Ирина Новикова.

Бизнес плохо понимает, как ему действовать. Коллизии не ограничиваются кадрами, а переходят в налоговую сферу. Речь о том, что Минтруд признал апрель обычным рабочим месяцем. В Трудовом кодексе пока нет никаких поправок на счёт дней самоизоляции. Однако компании могут признать эти дни нерабочими и оплачивать иначе исходя из внутренних приказов. И тут возникает вопрос, можно ли отнести эти расходы в состав расходов на оплату труда, которые учитываются при начислении налога на прибыль? Пока на него ответа нет.

Не уволишь, не наймёшь

Отдельная головная боль, как нанимать и увольнять сотрудников в этот нерабочий месяц. Прямого запрета на увольнение или приём, по уверению Новиковой, в эти дни нет. В любом случае существует только два варианта – или обмен электронными документами с цифровой подписью, или личное общение.

Отсюда возникает множество вопросов организационного характера. За разъяснением технических вопросов, связанных с электронным документооборотом, специалисты обратились в Роструд. Ведь необходимо понять, как обмениваться информацией на удалённой работе, не имея при этом цифровой подписи? А можно ли сделать документы в электронном виде, изготовив их позже их в бумажном варианте, когда позволят обстоятельства?

На это Роструд ответил, что можно обменяться электронными образами документов. По мнению Новиковой, это вызывает большие вопросы, так как без цифровой подписи правомерность подобных «образов» может быть оспорена в будущем. Точного алгоритма действия пока не имеется.

Самый простой вопрос, пожалуй, состоит в том, как насчитывать зарплату за этот месяц. Ответ – по штатному расписанию компании или по трудовому договору работника. И не забыть, что в полном размере.

Екатерина КЛИМИНА, фото РИА Новости