Смольный навсегда уничтожит автолавки?

В Петербурге официально усилилась «борьба с незаконной торговлей». Правда, предпринимательский мир именует это показательной зачисткой со стороны чиновников имущественного блока перед новым руководством Смольного. Сильнее всего досталось автолавкам, которые исчезают как сфера бизнеса. Кто-то из недавних участников рынка пытается распродать «кладбище погибших кораблей», другие – ловят удачу.

Незадолго до отставки Георгия Полтавченко в ЗакСе лоббировали губернаторские интересы. В конце сентября на заседании комитета по законодательству выступил глава комитета по контролю за имуществом (ККИ) Андрей Коротков. Из его выступления следовало, что «проблема псевдофестивалей и ярмарок на городской земле решена». Всего побороли 12 незаконных ярмарок и конфисковали 230 НТО. И тут же чиновник обозначил новую цель – незаконные аттракционы, батуты и автолавки.

Последние объекты, по словам главы профильного комитета, особенно неуязвимы. Штрафы и карательное изъятие орудий для торговли не могут повлиять на стремление коммерсантов. Образцом непослушания он обозначил ООО «Агробалт», торгующее под брендом «Месье Патиссье». Компания – самый частый клиент ККИ, ей выписывали нарушения 45 раз, а общая сумма штрафов превзошла полмиллиона рублей.

Впрочем, флотилия фургонов, раскрашенных в бренд «Месье Патиссье», продолжает барражировать по городу и появляться в фотохронике профильного комитета. Примечательно, что в одном из докладов ККИ в качестве владельцев передвижных кондитерских значатся индивидуальные предприниматели. Коротков предположил, что таким образом фирмы избегают высоких штрафов: карательная мера для ИП – не более 5 тысяч рублей.

Владелец бренда «Месье Патиссье» Юрий Хононов в разговоре с «Новостями малого бизнеса» объяснил, что чиновники не идут на контакты. По его словам, в недавних преобразованиях комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР), когда количество мест под автолавки в городе урезали вдвое, ни одной позиции для торговых точек «Месье Патиссье» не осталось – КИО отказался продлевать договоры на размещение НТО.

Полгода назад Хононов надеялся решить вопрос полюбовно: проводил встречи с главами профильных ведомств, угощал выпечкой федерального бизнес-омбудсмена Бориса Титова, обещавшего помочь в разрешении коллизии двух законов, которая грозила бизнесу на колесах. Глава «Месье Патиссье» даже был готов больше платить в бюджет города по договору аренды – «лишь бы не трогали и давали работать». Сейчас риторика предпринимателя изменилась. «Никто (из чиновников) ничего не хочет делать», – коротко заключил он.

Аналогичную ситуацию испытывают и другие участники рынка. В числе прочих в продлении договоров отказывают и неподвижным НТО на тротуарах – из-за нового ГОСТа (Р 50597–2017).

Один из владельцев сети по торговле из фургонов (просил не называть своего имени) описал ситуацию, как «катастрофическую». Его компания также оказалась «вне закона», лишившись мест для торговых точек, которые были исключены из Схемы размещения.

«С нами не стали продлевать договоры аренды, другие адреса оказались нерентабельными: нужно вкладывать много денег, например, в электричество, генераторы. Но главное – никто не хочет решать проблему с тем, как установить автолавку. Раньше этот сектор развивали, теперь нас кинули. Как государство выдало разрешение, так и забрало», – посетовал собеседник.

В таких условиях некоторые коммерсанты пошли на ухищрения, чтобы обойти запрет. Один из способов описал глава ККИ в своем выступлении перед петербургским парламентом, другие пока беспрепятственно применяются коммерсантами. Труднее всего, говорит предприниматель, производителям – в отличие от «рантье, которые бегают, мухлюют с документами».

«Голь на выдумки хитра, но не хотелось бы, чтобы эти способы были опубликованы – иначе можно совсем перекрыть кислород. Хотя уничтожить хотят всех – ни для кого не делают исключений, – говорит бизнесмен. – У всех накуплено очень много автолавок, что с ними делать – не совсем понятно. У нас, например, кладбище погибших кораблей – стоят на стоянках. Потихоньку распродаем их как грузовой транспорт».

По данным КИО и КРППР, в городе насчитывается 170 точек передвижной торговли (в 2015 году было 468), действующих договоров на размещение НТО под передвижное средство разносной торговли (автолавки) – 360. Всего в Петербурге заключено более 5 тысяч договоров на размещение НТО.

Юридическую борьбу с городскими властями продолжает вести бизнесмен Юрий Рагулин. В частности, предприниматель в суде (3 октября – апелляционная жалоба) доказал, что его торговые точки (автоприцепы «Купава») автолавками не являются, и поэтому, установленные на тротуаре, правил ПДД не нарушают.

«Это торговый объект, который имеют договор – как стационарные – от 2006, 2008 годов. Тогда понятия автолавок в принципе не было, – замечает Рагулин. – Даже КИО не видит в нас транспортное средство. Когда ККИ им приводят в доказательство фотографию киоска, чтобы отказать в продлении договора, и Якушев (запред главы КИО – прим. ред.) пишет письмо: «На фотографии не видим транспортного средства. Повторите осмотр участка».

Бизнесмен не сомневается, что чиновники вновь повторят заход и подадут кассационную жалобу. Тем временем сотрудники ККИ продолжают наведываться к торговым объектам в попытке распознать в них автолавки. Пока предпринимателя спасает старые виды договоров аренды на торговые точки. После 2015 года город перешел на новый вид договоров – на размещение НТО, которые требуют предварительной заявки на продление документа.

«Срок некоторых договоров истек в 2013 году. Но, в соответствии с пунктом 6.1, они находятся в режиме неопределенного срока, если ни одна из сторон не заявит о расторжении. Мы добросовестно выполняем свои обязательства, поэтому пока нас не вывозят. Не знаю, как будет дальше, – рассуждает Рагулин. – Даже в Ленэнерго поначалу не хотели нас подключать. Но ознакомившись с этим пунктом – согласились, и все сделали».

У обитателей Смольного начался период показательной работы – объясняет для себя предприниматель: «Команда заиграла с новым тренером еще лучше. Число снесенных объектов будет только расти. Только почему-то все ужесточения применяются к тем, кто торгует законно». Остальные собеседники «Новостей малого бизнеса» предположили, что изменения в городской политике с новым градоначальником все-таки произойдут. Не исключено, что будут разработаны понятные правила игры.

Впрочем, в кулуарах Смольного продолжают обсуждать возможное слияние ККИ и КИО с сохранением полномочий Андрея Короткова. При этом полномочия КРППР, который должен курировать малый бизнес, насколько малы, что не способны существенно влиять на ситуацию. И поскольку кадровые перестановки могут коснуться и председателя комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиза Качаева, который пользовался благорасположением прежнего губернатора, ведомство не слишком вмешивается в процесс уничтожения автолавок. Так что зачистка, предрекают участники рынка, грозит продолжиться.

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ