автолавка

Автолавки разрежут пополам

Смольный планирует наполовину сократить количество мест в городе, предусмотренных для торговли из автолавок. Таким образом чиновники надеются исправить правовую коллизию двух федеральных законов. «Новости малого бизнеса» подсчитали компании, которые «уедут» с городского рынка.

Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) разработал проект изменений в Схему размещения НТО, который предусматривает исчезновение в городе больше 160 мест для мобильной торговли. Документ осталось подписать вице-губернатору Михаилу Мокрецову. Нововведение, считают эксперты, фактически уничтожит торговлю «на колесах» в большинстве районов города.

Как пояснили корреспонденту «Новостей малого бизнеса» в КИО, такие меры связаны с правовой коллизией двух федеральных законов: закона о торговле и постановления правительства «О правилах дорожного движения». Один свод правил рассматривает фургоны как нестационарный торговый объект, а другой – как транспортное средство.

«Сотрудники ДПС эвакуируют все автолавки, находящиеся за поребриком, трактуя, что это тротуар. В свою очередь, комитет по законности и правопорядку и недавно созданный Смольным комитет по контролю за имуществом (ККИ) с дублирующими полномочиями эвакуируют торговый объект, даже если он стоит на пару метров в стороне от указанного в Схеме размещения места», – объясняет владелец бренда «Месье Патиссье» Юрий Хононов.

Бизнесмен вместе с другими петербургскими предпринимателями («Месье Патиссье», ООО «Ленрегионпродукт», ООО ТД «ТИТАН», ИП Локтионов) обратился с письмом к губернатору Георгию Полтавченко, указав на патовую ситуацию. При этом авторы обращения подчеркивают, что сумма штрафов в некоторых компаниях уже достигла полумиллиона рублей. Но больше всего коммерсантов волнует дальнейшая судьба – они опасаются расторжения договоров аренды с городом. Такие последствия видят бизнесмены в предлагаемом проекте КРППР, который вполовину сокращает количество мест под автолавки.

Впрочем, во время подготовки материала, Юрий Хононов уточнил: Смольный «начал вести работу, чтобы бизнес не потерял свои места».

Согласно документу, опубликованному 7 апреля на сайте профильного ведомства, компаниям придется серьезно корректировать собственный автопарк. ООО «Агробалт», торгующее под брендом «Месье Патиссье», лишится 7 мест из 13-ти, фургонам ООО «ЛенРегионПродукт» придется освободить 10 площадок из 17-ти, ООО «Быстроежка» вынужденно «усохнет» наполовину из 44 адресов.
Львиная доля адресов вычеркнули чиновники в Невском, Центральном и Фрунзенском районах, а в Петроградском районе мобильная торговля исчезнет вовсе.

Причем некоторые места, к которым были претензии со стороны КИО, остались в Схеме размещения. Так, рабочая группа КРППР сохранила участок в Красном Селе, два – в Невском районе, и по одному – в Центральном, Пушкинском и Приморском районах.
Пометки, датированные еще июлем 2017 года, указывали, что автолавки либо паркуются на тротуаре, либо расположены в границах культурного объекта.

Интересно, что «мобильный магнат» – ООО «Танита Фиш» (реализует рыбную продукцию) – от возможных изменений пострадает не сильно: у фирмы сохранится 48 адресов из 55. Напомним, эта малоизвестная компания вышла на петербургский рынок в 2015 году в результате торгов КИО и неожиданно оказалась обладателем почти половины мест в городе.

По словам Юрия Хононова, «Месье Патиссье» готово полностью заменить фургоны торговыми модулями (на данный момент петербургский закон запрещает ставить ларек или павильон на место автолавки). Специалисты подсчитали, что смена формата торговли обойдется компании в 9,6 млн рублей.

«Если не внесут изменения в правила дорожного движения или закон о торговле, то тогда необходимо постановление Смольного, чтобы мы могли заменить один формат торговли на другой. Например, павильон площадью 6 кв.м. стоит 800 тысяч, включая подключение к коммуникациям, тогда как автолавка – около 1,2 млн рублей», – уточнил он.

«Остепениться» согласны и другие предприниматели, подписавшиеся под письмом губернатору. Кроме того, они предлагают перезаключить договоры аренды с городом и заново провести специализированные торги для производителей мяса, выпечки, молока и другой продукции. При этом из процедуры, по их мнению, необходимо исключить фирмы-посредники.

«Критерии для отбора нужно согласовывать с общественниками – это позволит не допустить недобросовестные компании, которые не имеют производственных мощностей, – подчеркивают бизнесмены. — Чтобы не вышло как в 2015 году, когда компании, которые не имели отношения к производству, получили большинство мест и начали сдавать их в субаренду. Тогда это стало возможно из-за упрощенных требований к документации и отсутствия проверки на наличие производства».

Аналогичные сложности подтвердил один из руководителей петербургской фирмы, попросивший не указывать его имя. Предприниматель возлагает вину на КИО: по результатам торгов в 2015 году на рынок вышли вовсе не производители.

«Я понимаю нынешнее раздражение властей, когда на улицах выезжают непонятные «шалманы», «гробики». Ясно, что надо причесать внешний вид Петербурга перед ЧМ-2018. Но теперь город хочет все сломать, а в качестве повода пользуется несостыковкой двух федеральных законов», – негодует он.

По словам бизнесмена, сотрудники ГИБДД в последнее время начали лояльнее относиться к автолавкам, но «карающую» роль на себя забрал ККИ.

«Мы видим: четко дана команда – не создавать правил игр. К примеру, по одному из адресов мы припарковали автолавку в кармане, чтобы не конфликтовать с ГИБДД. Приехали сотрудники ККИ и говорят: «Вы в двух метрах от предполагаемого места». Определить зону в схеме размещения НТО на глаз практически невозможно: где указан масштаб 1:1000. Но машину, которая никому не мешала, окружают и эвакуируют».

На рассмотрение правонарушения, по словам бизнесмена, в среднем уходит от 2 до 3 месяцев, а на выплату штрафов ККИ приходится выложить из кармана от 15 до 100 тысяч рублей. В редких случаях предпринимателям удается в «личной беседе» договориться с сотрудниками ГИБДД. «Хотя в целом мы не понимаем, что делать», – сетует он.

В КИО корреспондента «Новостей малого бизнеса» заверили, что Смольный не планирует в ближайшее время расторгать договоры аренды, но продлевать «незаконные» места не будут.

«Договоры будут действовать до истечения их срока действия. По окончанию срока действия того или иного договора под автолавку, в случае подачи предпринимателем заявки на его продление, КИО в отношении каждой заявки будет рассматриваться вопрос о возможности продления договора», – прокомментировала пресс-секретарь КИО Оксана Шульга.

Стоит отметить, что большинство договоров заключены в 2015 году: срок их действия – 5 лет. Выход из сложившейся ситуации чиновники видят в том, чтобы бизнесмены нашли альтернативные места под торговлю «на колесах», которые не расположены «на тротуарах».

По мнению главы НП «Союз малых предприятий» Владимира Меньшикова, сам вид мобильной торговли в Петерурге оказался под большим знаком вопроса. Он напомнил, что федеральные власти уже несколько лет готовят изменения в закон о торговле. В качестве одного из вариантов эксперт прогнозирует ужесточение правил для автолавок в городах федерального значения.

«Вполне возможно, что послабления для автолавок не будут распространяться на Москву, Петербург и Севастополь. Тогда у нас будет свое регулирование. По крайней мере, в коридорах власти звучат мнения, что автолавка больше подходит для небольших городов и сельской местности, чем для мегаполисов. Вероятно, их постараются убрать отсюда», – говорит специалист.

К радости сетевых гипермаркетов…
Алексей СТРЕЛЬНИКОВ