Автолавки побеждают магазины?

В 2010 году было открыто всего 15 магазинов пешеходной доступности из запланированных 24. Они пользуются все меньшей популярностью, как среди потребителей, так и среди производителей. Основная причина всенародной нелюбви: невнятный ассортимент, зачастую несоблюдение элементарных санитарных норм и необоснованные наценки на товары первой необходимости. Покупатель стал искать, где можно купить дешевле и гарантированно свежее, а производитель – альтернативные места сбыта своей продукции. Так, казалось из уже перевернутой страницы истории экономического развития Санкт-Петербурга, на улицы города вновь возвращаются автолавки.

Кто раньше встал…

– Мы очень довольны тем, что есть возможность продавать свою продукцию с колес, – говорит генеральный директор ООО «Петербурженка» Александр Вихорев. – Преимущества такой торговли налицо: прямой контакт продавца с покупателем; возможность представить весь ассортимент по более низким, чем в стационарных магазинах ценам, а у нас это более 160 наименований колбас и деликатесов из мяса и птицы; контроль за внешним видом продавца. Покупатель точно знает, у какого производителя и что он покупает, есть кому высказать свои пожелания и претензии. Кроме того, в автолавках всегда только свежая продукция, в таких местах торговли она, как правило, не залеживается.

Цены в автолавках действительно отличаются от магазинных. Так, например, мясная и колбасная продукция «Петербурженки» «с колес» на 20-30% ниже, чем в сетях.

По разным оценкам поставщиков, накрутка крупных сетевиков, таких как «О КЕЙ», «Ашан», «Карусель», может достигать почти 50%. И это помимо стоимости так называемого «входного билета». Проведенный «Новостями малого бизнеса» опрос среди производителей показал, что вхождение в сеть может варьироваться от 800 тысяч рублей до нескольких миллионов. А дальше начинаются либо фиксированные ежемесячные платежи, либо процентная ставка от товарооборота – она составляет от 10 до 25%. В итоге, страдает все тот же покупатель, который вынужден переплачивать за свое естественное стремление купить свежий продукт.

– Я считаю, что автолавки – это, прежде всего, социальная программа, которая поддерживает и покупателей, и производителей, – отмечает Александр Вихорев. – Судите сами, потребитель знает, что может купить свежую продукцию и дешевле, чем в магазинах, а производитель гарантированно имеет хороший сбыт.

При этом Александр Владимирович лишь вскользь упомянул о том, что проблемы все же существуют. Оказывается, регламент КЭРРПиТа в последней редакции предусматривает нахождение на участке всего лишь одной автолавки. То есть, если раньше по соседству мирно уживались машины с колбасой, молоком, хлебом и рыбой, то сейчас появиться на точке может лишь кто-то один. Как не вспомнить замечательную присказку: «Кто раньше встал, того и тапки…»

У «Петербурженки», похоже, все складывается неплохо – в планах увеличить количество автолавок с 18 до 30. А вот что делать тем предпринимателям, кто не сумел вовремя пройти все административные барьеры, не известно.

На три законных – семь нелегальных

В прошлом номере («Новости малого бизнеса», №5, июль—август, 2011) мы уже писали о том, как сложно сегодня владельцу передвижной торговой точки занять достойное место. Очевидно, что торговля с колес напрямую зависит от потока людей: поставь автолавку хотя бы в десяти шагах дальше и выручка падает в разы.

Напомним, гонения на магазины на колесах начались после того, как депутат петербургского ЗакСа Сергей Никешин выступил с инициативой убрать автолавки с мест большого скопления народа, ссылаясь на федеральный закон «О противодействии терроризму». Тогда, по нашим сведениям, под горячую руку чиновников попали многие предприниматели. Комментируя ситуацию, производители называли борьбу с автолавками «очередным переделом рынка», а деятельность КЭРППиТа, который отзывал выданные ранее разрешительные документы – незаконной.

За официальным комментарием мы обратились к Анне Рухмаковой, заместителю председателя КЭРРПиТа и куратору потребительского рынка.

По информации, предоставленной представителями этого Комитета (по состоянию на 23 августа 2011 года), было выдано 262 разрешительных письма 38 организациям и индивидуальным предпринимателям. Среди них торговля хлебобулочными изделиями разрешена по 108 адресам, молочной продукцией – по 56, мясной продукцией – по 65 и рыбной продукцией по 33 адресам Санкт-Петербурга. Кроме того, с 1 апреля 2011 года вся информация о «развозной торговле» находится в открытом доступе на сайте www.rgis.spb.ru, где надзорные органы могут получать актуальную информацию о местах размещения автолавок и реквизитах разрешительных писем КЭРРПиТа в режиме «он-лайн».

Как пояснила «Новостям малого бизнеса» Анна Рухмакова, существуют единичные случаи, когда Комитет все же отзывал свои разрешительные письма на размещение автолавок, если предпринимателями неоднократно нарушались требования Административного регламента (машины не убирались в ночное время, нарушались тишина и покой граждан).

По словам Анны Леонидовны, подобная мера является вынужденной, так как полномочий по контролю над размещением машин и соблюдением предпринимателями требований Административного регламента у КЭРРПиТа нет. Зато вовсю процветает незаконная торговля – на сегодняшний день около 70% автолавок, располагающихся на дорогах и улицах Санкт-Петербурга, осуществляют свою деятельность без согласования с Комитетом. И здесь уже свое «слово» должны сказать контрольно-надзорные органы.

При этом, мы так и не получили ответа на вопрос: «Почему на точку может встать лишь одна машина? Очевидно, что ужесточившиеся требования Административного регламента рано или поздно приведут к тому, что «хлебное место» будут попросту выкупать».

Кто кого?

По неподтвержденной пока информации, ряд производителей сегодня лоббируют утверждение еще одной версии Административного регламента, которая окончательно определит правила игры для автолавок. Владельцы магазинов на колесах уверены: если рынок будет грамотно разделен между крупными и мелкими игроками, то выиграют все. И в первую очередь, покупатели. С другой стороны, эти действия очень похожи на картельный сговор, в результате чего «новичкам» встать на колеса уже никто не позволит

Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. Но вывод очевиден – городская власть так и не смогла реализовать проект по созданию «магазинов у дома» с ассортиментом товаров первой необходимости, а диктат гипермаркетов заставляет пищевиков искать альтернативные варианты сбыта своей продукции. Недавно пресс-секретарь КЭРППиТа публично признал о программе МПД, что она «не оправдала надежд, не выполнен первоначальный замысел о запрете торговли алкоголем в таких магазинах».

И автолавки обретают все большую популярность у потребителей большого города.

Татьяна ПЕТРОВА «Новости малого бизнеса»