Смольный отпустит аквабусы в свободное плавание

Цены на билеты ограничивать не будут, правда, по новым правилам, большинство судовладельцев работать будут без субсидий. Такая перспектива предпринимателей не вдохновляет: чтобы окупить издержки им придется поднимать цену выше 100 рублей, в результате чего пассажиры выберут автобусы или метро, опасаются они.
После транспортного скандала в минувшую навигацию, результатом которого стал уход с рынка речных пассажирских речных перевозок двух из трех компаний, Смольный изобрел способ вернуть перевозчиков назад. Правительство намерено разрешить судовладельцам возить без ограничения тарифа, правда без расчета на бюджетные субсидии.
Как стало известно «Фонтанке», соответствующий законопроект внес в Заксобрание губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Проектом документа предлагается дать возможность перевозчикам заключать со Смольным договор об осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемому правительством тарифу. Нововведение коснется только транспортного обслуживания населения водным транспортом (то есть аквабусов) и не распространяется на перевозки по туристическим и экскурсионно-прогулочным маршрутам.
До сих пор аквабусы работали по ценам, которые ежегодно устанавливает комитет по тарифам. В 2013 году это было 100 рублей за поездку. Затраты перевозчикам возмещали из норматива, который каждый год определяет комитет по экономической политике и стратегическому планированию. В минувшем сезоне он составлял 181,17 рублей за 1 км для судов вместимостью не менее 12 человек.
Порядок начисления субсидий, которым занимался комитет по транспорту, устраивал не всех судовладельцев, поэтому две из трех компаний, работавших в 2013 году, ООО «Интер яхт сервис» и ООО «Русские круизы» расторгли договоры со Смольным. «Интер яхт сервис» углубился в производство лодок и катеров, которым занимается на своем заводе в городе Кировске Ленобласти, а «Русские круизы» в январе 2014 года были признаны банкротом. Смольный сократил количество речных линий до одной, которую, как и раньше, продолжило обслуживать ООО «МБС».
Как сообщили «Фонтанке» в комитете по транспорту, в ближайшее время будут проведены конкурсы по выбору перевозчиков, которые будут работать в навигацию 2014 года по нерегулируемому тарифу. Победители конкурсов будут сами устанавливать плату за проезд, расписание движения судов и выбирать маршруты. Смольный сейчас разрабатывает такие маршруты, при этом пользоваться инфраструктурой (остановочными пунктами) они смогут бесплатно.
Маршруты, которые предложит Смольный, вряд ли будут сильно отличаться от тех, которые были в нацигацию-2013, с учетом того, что количество рек в Петербурге ограничено и спрос на маршруты давно изучен. До 2013 года работала центральная линия (Университетская наб. — Свердловская наб.), невская (Свердловская наб. — Рыбацкий пр.), приморская линия (Арсенальная наб. — Приморский пр.), курортная (Арсенальная наб. — Кронштадт). В 2013 году из-за разыгравшегося скандала часть линий упразднили, некоторые продлили.
Перевозчики к инициативе Смольного отнеслись без энтузиазма. Логика чиновников, по мнению некоторых участников рынка, заключается в том, чтобы избавить себя от необходимости поддерживать развитие речного судоходства. После того как один из вдохновителей этого развития, бывший глава ныне ликвидированного комитета по траспортно-транзитной политике Николай Асаул перешел в Минтранс в 2010 году, Смольный понемногу начал сворачивать программу. Кульминация этого процесса и пришлась на 2013 год, когда перевозчики отказались от работы.
Бывший советник гендиректора ООО «Русские круизы» Виталий Новиков охарактеризовал планы Смольного как «потепление, в условиях, когда рынку нужен прорыв». «Бесплатные остановки — это классно. Но большого плюса в том, что теперь можно будет работать по нерегулируемому тарифу, нет. По действующим расценкам возить пассажиров экономически нецелесообразно, а поднять стоимость нельзя — клиент откажется. Это видно по речным круизам — при попытке поднять тарифы они становятся выше иностранных, и пассажиропоток падает», — считает он.
Один из руководителей ООО «Интер яхт сервис» Денис Синочкин сообщил «Фонтанке», что планы Смольного могут заинтересовать тех перевозчиков, которые до сих пор на социальных маршрутах не работали. Дело в том, что правительство возмещало субсидии с одним условием — перевозчики должны были обновлять флот, чтобы сделать его современным и скоростным. А такой флот можно было только построить. К примеру, в 2011—2013 годах «Интер яхт сервис» купил 18 судов на 12 мест и четыре судна на 35 мест, потратив на это 200 млн рублей.
«И я хочу заметить, что все эти суда принадлежат "Государственной транспортной лизинговой компании ". И сейчас мы испытываем серьезные неприятности. Представляете, она требует выплаты лизинговых платежей. Между тем мы не эксплуатируем суда с 2013 года, потому что ушли с навигации. Субсидии, соответственно, не получаем. А поскольку лизинговое соглашение с ГТЛК прямо следовало из наших договоренностей со Смольным, мы обязаны оплачивать лизинг до 2015 года. Такая ситуация»,— рассказал Денис Синочкин.
Среди потенциальных участников будущих конкурсов Смольного — члены петербургских объединений: Ассоциации владельцев пассажирских судов и Ассоциации владельцев маломерных судов. Всего в них несколько десятков небольших компаний. Зампредседателя Ассоциации владельцев маломерных судов и гендиректор ООО «Альбатрос» Аркадий Ильин отнесся к планам чиновников крайне неодобрительно. Без субсидий, по его мнению, работать невозможно, потому что рост цен на проезд оттолкнет пассажиров.
«Вы вспомните, сколько стоила прогулка на экскурсионном трамвае летом: 500 рублей. На эти деньги мы только-только существуем. Ежегодно затраты растут. Налоги, зарплаты, топливо. Документы в регистре стоят денег. Любая бумажка — денег. А сейчас регистр вообще каждый год выдумывает новые требования к судам. К примеру, зимой нововведение очередное — мы должны установить на каждое судно систему управления безопасности. Ее разработчик берет по 100 тыс. рублей с одной фирмы. Аттестовать каждого капитана — от 16 тыс. до 22 тыс. рублей. В общем, очень много трат. И с каждым годом они растут. Было время, ленинградцы у нас ездили, на Аничковом мосту стояли в очереди, катались на трамвайчиках, помните? С детишками. А сейчас — одни приезжие. Почему? Потому что цены запредельные. А опустить мы их не можем», — говорит Аркадий Ильин.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру», 20.02.2014.