Согласно федеральному закону, каждый зарубежный гость по приезде должен был пойти в сберкассу и заплатить пошлину за свое пребывание в размере 2 рублей в сутки. Гостиницы, чтобы не потерять клиентов, вынуждены были сами платить за постояльцев. И вот ФМС РФ отменила пошлину.
Это стало возможным при участии «Делового Петербурга» — мы первыми рассказали о проблеме своим читателям в статье «Целились в мигрантов — попали в туристов» («ДП» № 144/10), которую растиражировали многие федеральные телеканалы и другие СМИ.
Сергей Морев, владелец ООО «Петербургские отели», стал героем той публикации «ДП» потому, что он должен был уплатить рекордный штраф по результатам проверки УФМС — почти 1 млн. рублей. Дело в том, что управление миграционной службы в Петербурге активно проверяло малые отели. И в случае несвоевременной регистрации иностранных граждан и неуплаты ими суммы 2 рубля в день за туриста выписывались астрономические штрафы.
«Нам все же удалось опротестовать решение в суде, — рассказывает Сергей Морев. — Но я слышал, что многим владельцам отелей заплатить подобные штрафы все–таки пришлось, что могло поставить под сомнение существование самого бизнеса». Он добавил, что пошлина ушла в прошлое, но миграционный учет никто не отменял, а значит, проверки гостиниц продолжатся.
Отмена пошлины даст положительный эффект, считают участники рынка. Как рассказал член правления Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, все 638 городских гостиниц суммарно перечисляли в федеральный бюджет в виде госпошлины всего около 50 тыс. рублей в месяц. «Но эта сумма — ерунда по сравнению с дополнительными тратами, которые отелям приходилось нести за исполнение этих норм», — рассказал Алексей Мусакин. По его подсчетам, ежемесячные издержки гостиницы на 70 номеров на оформление пошлины составляли уже 12–15 тыс. рублей. Большая часть трат приходилась на дополнительную оплату труда. Но главный плюс от отмены пошлины за постановку на учет иностранных граждан участники рынка Петербурга видят в исправлении имиджа — город станет для них более дружелюбным. «Многим иностранным гостям вообще сложно было понять, за что им требуется доплатить, ведь они уже платили за визу», — отмечает менеджер гостиницы «Немецкий клуб» Елена Речиц.
Еще одним положительным новшеством для отрасли стало упрощение документооборота между УФМС и гостиницами, использующими программу «Электронный курьер». Это затрагивает 370 петербургских отелей из 638. Ранее гостиницам приходилось дублировать данные о гостях (копии виз, паспортов, отрывные талоны о снятии с учета и др.). Эта информация заносилась в «Электронный курьер», также пачки документов отвозились в УФМС. Теперь ведомство берет информацию из программы.
Но вместе с тем отрасль получила и негативные изменения после Нового года, считают эксперты. Для малых гостиниц издержки за счет повышения ЕСН, например, вырастут на 20%, для крупных — на 8%. Рост коммунальных платежей для них в 2011 году составит приблизительно 20%. «Все это в комплексе снизит рентабельность гостиничного бизнеса в Петербурге на треть. При этом поднимать цены на номера вряд ли кто–то решится», — подытожил Алексей Мусакин.
Инна Шубина,
«ДП», 01.02.2011.