Электрошок для непонятливых

Штрафы должникам за электроэнергию из-за пеней вырастают в миллионные суммы. Малым компаниям предлагается «добровольно» расстаться с бизнесом

Предприниматели полагают, что юристы ОАО «Петербургская сбытовая компания» (ПСК) заинтересованы не в том, чтобы истребовать долги с компаний, которые не заплатили вовремя за потребленную электроэнергию, а выстроили схему отъема бизнеса за счет непомерных штрафов и пеней.

Один из обратившихся в редакцию «Новостей малого бизнеса» коммерсантов объяснил, как его фактически разорили энергетики. В изложении нашего читателя, ситуация выглядит следующим образом.

Представители ПСК считают, что бездоговорное потребление завершено с момента технологического присоединения. Однако акт об этом предприниматель может получить не сразу, из-за чего образуется долг по оплате. Естественно, набегают штрафы, и немалые. Но энергетики не торопятся извещать о выявленном нарушении – счет почему-то направляется по другому адресу, та же история происходит с досудебной претензией. И тысячи неуплаченных рублей превращаются в миллионы…

Либеральная опричина

Глава пресс-службы ПСК Карина Таукенова принципиально не согласна с такой точкой зрения. Она утверждает, что к должникам применяются достаточно либеральные меры: обзвон, направление писем-претензий, очные переговоры. Если ситуация не решается, отмечает наша собеседница, ПСК направляет должнику уведомление об отключении и, как правило, на этой стадии погашается большая часть долгов.

«Судебное производство – вынужденная мера. В градации применяемых способов взыскания задолженности оно занимает далеко не первое место, и мы всегда стараемся урегулировать ситуацию в досудебном порядке, – поясняет Таукенова, отмечая, что для потребителей без договора размеры долга увеличиваются в разы, так как сумма считается «по сечению кабеля».

Но помимо меры «вынужденной» в ПСК наловчились, похоже, массово применять и меру крайнюю. За минувшие два года в Петербурге наблюдается рост заявлений о банкротстве юрлиц, задолжавших за электричество. Получается, что пришедший в редакцию предприниматель прав?

По данным сайта картотеки арбитражных дел, если в 2017 году со стороны ПСК было подано 22 заявления о банкротстве в отношении малых предприятий на общую сумму 59 млн рублей, то в прошлом году активность энергетиков явно возросла. Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области рассмотрел 41 заявление о банкротстве. Несостоятельными по искам энергетического агента признано 14 предприятий, на них введена процедура наблюдения и конкурсного производства. Еще по 8 делам банкротство продолжается, 19 производств прекращено.

Сценарий судебных процессов схож. Например, с ООО «ЛАГОЛОВО» сумма долга 608 тыс. рублей за год превратилась в 1,7 млн, представитель компании не явился. Практически такая же история с ООО «СЗЭПК», у которого накопилось долга в 2,0 млн, ООО «Викинг» – 1,2 млн (неустойка – свыше 700 тыс. рублей).

Тот же исход мог ждать и компанию «ВВИТ», но коммерсанты избежали процедуры наблюдения, вовремя оплатив долг в 1,7 млн рублей. Суд встал на сторону бизнесменов и в банкротстве отказал.

Энергетики получили новый механизм воздействия на должников в 2016 году. Помимо высоких штрафов (от 100 до 200 тыс. рублей), появилась возможность отстранять на срок до трех лет руководителей компаний от управления любым юрлицом. Норму одобрили на федеральном уровне. Жалоба энергетиков на самовольное подключение без оплаты долга отправляется в Ростехнадзор, где принимают решение по кандидатуре на вылет.

Таким образом, компания, не по злому умыслу ставшая должником, может попасть в чужие руки или разориться, хотя размер ее нарушения первоначально был невелик.

Вырубить всухую?

Примерно в этом положении находится ООО «Дисаж», которое энергетики «забыли» предупредить о незначительной провинности. Фирма существует с 1992 года и сдает в аренду два фруктовых ларька в Купчино. В 2013-м «Дисаж» отказалось от пользования электричеством, предоставив арендаторам возможность самостоятельно заключать договоры с поставщиком.

Как рассказал «Новостям малого бизнеса» юрист Александр Новиков, позапрошлым летом вдруг выяснилось, что Ленэнерго подало к «Дисажу» иск на 1,5 млн рублей. Новиков утверждает, что о существовании составленных трех актов о бездоговорном потреблении электроэнергии руководство фирмы узнало только в арбитражном суде.

«Наша главная претензия заключается в том, что Ленэнерго не исполнило требования 442-го постановления – не отправило нам акт в трехдневный срок. Между направленными документами прошел большой период времени, который превратился огромную сумму с пенями», – негодует юрист.

Таких денег, замечает Новиков, у фирмы просто нет.

Характерно, что в связке с ПСК должников атакуют, как правило, СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» и ФНС. Общая сумма задолженности по делам, инициированным энергетиками в 2018 году, составляет почти 154 млн рублей. Подавляющей части ответчиков, суммарный размер требований к которым превышает 107 млн рублей, были назначены конкурсные управляющие из СОАУ «Континент». Случаен ли этот союз?

«Количество банкротных исков растет, потому что в стране плохо с экономикой. Вот люди и задолжали», – размышляет гендиректор одного из 41 предприятий, которые ПСК начала банкротить в минувшем году.

Он замечает, что долги за электричество в арендованном помещении накопились после того, как перестал платить субарендатор. В итоге ПСК через суд взыскала 712 тыс. руб., из которых 65 тысяч составила неустойка. В январе 2018 решение вступило в силу, а в конце сентября ПСК подала заявление о банкротстве.

«Мне кажется, что они просто решают свои вопросы своими методами», – рассуждает собеседник «Новостей малого бизнеса». Для него остается загадкой, почему ПСК не соглашается на неоднократные предложения заключить мировое соглашение, а настаивает именно на банкротстве, хотя у фирмы нет каких-либо ценных активов.

«Когда разговаривал с финансовым управляющим, который был назначен, он сказал, что кредитору проще закрыть вопрос – то есть обанкротить, чем получить долг, который для энергетиков, как капля в море. Проще списать этот долг. Может они что-то за это получают или налоги оптимизируют?» – говорит человек, который практически расстался со своим бизнесом.

Кстати, занимается вопросом «оздоровления» компании-должника как раз представитель того самого «Континента»…

«Средний чек» для разорения

По словам председателя Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимира Меньшикова, за несколько лет тарифы на электроэнергию значительно выросли. Предприниматели стали платить больше на 20%, а кто-то даже на 25%.
«Для энергоемких производств это губительно. Даже для общепита – тяжелое бремя. Предприниматель не может поднять цены на 25%, а на электричество почему-то так цены растут», – замечает эксперт.

Похоже, государственная задача – выявлять должников и истребовать с них суммы в доход бюджета, вдруг приняла по инициативе энергетиков другой оборот. Хотя, казалось бы, не так трудно применить в отношении нарушителей, которые не являются злостными, алгоритм досудебной сверки, а штрафы и пени начислять в разумных пределах – не «включая счетчик» предпринимателям, по примеру угрюмых братков из 90-х?

Пока же энергетики полны решимости сурово карать должников. Если поделить «средний чек» от ПСК к непонятливым предпринимателям, то он сопоставим с затратами на организацию малого бизнеса – 3,7 млн рублей…

Константин ПЛАТОВ, фото с сайта http://www.pesc.ru/

КОММЕНТАРИЙ
КАРИНА ТАУКЕНОВА, глава пресс-службы ПСК:

«В 2015 году мы отключали кафе «Магриб» на Караванной улице (ООО «Викинг» – прим. ред.). Центр города, хороший ресторан, много туристов. Их около 10 раз отключали от электричества, но они вновь самовольно подключались. Последний раз «Магриб» платил в 2013 году, судебное решение, как можно догадаться, должник не исполнил. И мы поехали вместе с судебными приставами в это кафе. Прямо на глазах у посетителей с участием журналистов приставы описывали мебель и выносили ее оттуда. Но они все равно ничего не заплатили. А потом вновь подключились и продолжили работу».

КСТАТИ
Пример эффективного взаимодействия с коммерческими арендаторами привел на днях председатель КИО Санкт-Петербурга Валерий Калугин. Он сообщил, что для наполнения бюджета необходимо выстроить открытые, прозрачные, партнерские отношения с бизнесом. Ведомство осуществило корректировку шести административных регламентов, чтобы упростить большинство процедур, сократить сроки и убрать дублирующие согласования.
Двукратное снижение пеней должникам и проведение переговоров в досудебном порядке за два месяца работы уже позволило вернуть в бюджет порядка 30 млн рублей.