Производители: Из-за прессинга торговых сетей в магазинах продаются некачественные продукты

Лабораторные испытания образцов продовольственных товаров эксперты Центра контроля качества проводят каждый месяц, а затем обобщают результаты по каждому кварталу.
По итогам третьего квартала треть пищевых продуктов оказалась некачественной. Из закупленных 198 образцов 69 не соответствовали установленным требованиям. При этом 36 образцов (18,2% от общего количества) не отвечали нормам безопасности.
Однако производители продуктов питания на круглом столе, приуроченном ко Всемирному дню качества, назвали иную причину ухудшения качества продуктов — диктат сетей и предложение товаров по наиболее низким ценам.
Против политики сетей уже выступали представители мелкорозничной торговли, а теперь к противостоянию гигантам готовы присоединиться производители. Они заявляют о том, что сетевики выставляют слишком жесткие требования: требуют от производителей продукцию по минимальным ценам, едва ли не по себестоимости. Производителям в этой ситуации приходится либо идти сетевикам навстречу, снижая цены на продукцию, а значит, и качество, либо вовсе уходить с рынка.
«Если б не прессинг сетей, качественной продукции было бы больше, да и ассортимент шире. Сырье дорогое, мы работаем с минимальной рентабельностью», — поделился с коллегами гендиректор ООО «Равиоли» Андрей Иванов.
Его поддержал директор по маркетингу ООО «Петротрейд» Юрий Подобулкин: «Вопрос качества продукции волнует и самих производителей. Но диктат сетей — основной барьер. Они отбирают товары таким образом, чтобы иметь с них максимальную прибыль», — говорит он. Проще говоря, качество товаров для сетей второстепенно, гораздо важнее — низкая цена. Неким компромиссным вариантом между производителями и сетевиками становится производство товаров под частными марками.
По словам Подобулкина, за период с 2008 по 2010 годы себестоимость производимых кондитерских изделий увеличилась на 40%, в то время как цена в розничных сетях — только на 20%. «То есть, мы потеряли 20% стоимости, а торговые сети своих «накруток» не изменили. Мы не благотворители, и если ничего не изменится, то результат может быть самым печальным», — отмечает представитель «Петротрейда».
Сколько в цене товара составляет накрутка магазина, доподлинно неизвестно — производители относят это к коммерческой тайне. Но в беседах «не под запись» рассказывают: «большие» магазины добавляют к стоимости товара от 30 до 50%.
Эксперты считают, что для Петербурга проблема взаимопонимания между торговыми сетями и производителями товаров крайне актуальна. По словам директора Центра контроля качества Александра Германа, 75% торговли в городе осуществляют ритейлеры, в то время как в других городах страны этот показатель значительно ниже.
Заметим, что по итогам октября продукты продолжают расти в цене, но уже не такими темпами, как летом. Лидеры подорожания – отечественные помидоры и огурцы.
В целом же подорожали практически все продукты, особенно молочные. Серьезный «удар» пришелся на сливочное масло – сразу 7 рублей в плюс. Подскочило в цене подсолнечное масло.

«БалтИнфо», 13 ноября 2010 года