Поговорим, чин?

Предприниматели, пострадавшие от непрофессиональных действий власть предержащих, собрались на конференцию, посвящённую поддержке малого бизнеса, в частности, в сегменте использования госимущества – земельных участков и недвижимости.

Организаторами выступили РОО «Содействие малому бизнесу» и «Профсоюз малого бизнеса». «Ответчиками» стали заместитель начальника нормативно-методического Управления КИО Максим Аксенов, руководитель Агентства Южного направления ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» Олеся Слободчикова и начальник управления развития предпринимательства КППИТ Сергей Кузин. В конференции также участвовала депутат городского парламента Ирина Иванова. Трансляция мероприятия велась в социальных сетях и на видеохостинге «YouTube», её посмотрели свыше 3000 человек.

Меры большинству недоступны

Сразу скажем, что диалог бизнеса и власти прошёл эмоционально и стал, в некотором смысле, откровением для чиновников, уверенных, что делают всё правильно и предпринимателям не в чем их упрекнуть.

Глава НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков сразу заявил, что большинство предпринимателей недовольны мерами поддержки, предлагаемыми петербургским правительством. Прежде всего, потому что слишком много времени проходит от объявления до реальной возможности ими воспользоваться. Но ещё и оттого, что для малого и микробизнеса они, в принципе, недоступны.

К примеру, упрощённый порядок организации уличных кафе перед предприятиями общепита разрешён только стационарным ресторанам и кафе. А нестационарным объектам (НТО), порой, занимающим большую площадь (400 кв. м) и имеющим все необходимые подключения (электричество, вода) для соблюдения санитарных норм, обслуживать клиентов на улице не разрешили.

Владимир Меньшиков оценил решение Смольного продлить договоры аренды на 3 года в соответствии со 166-фз как позитивную меру, которой уже смогли воспользоваться многие предприниматели, оставив за кадром борьбу бизнеса за её реализацию. Между тем, от принятия федерального закона до его реализации в Санкт-Петербурге прошло почти 4 месяца. Власть не слишком тороплива. А пока она раскачивается, малый бизнес тихо умирает.

Факап власти

Впрочем, неторопливость власти – не единственный её грех. Чиновники не любят признавать своих ошибок. Например, весь второй квартал были закрыты многие парки, на территории которых предприниматели арендовали земельные участки, как правило, под торговлю мороженым, прохладительными напитками, горячими пирожками, кофе.

Эта деятельность не была запрещена в период первой фазы пандемии, однако при закрытых парках реализовать своё право работать владельцы подобных НТО не могли. Самое парадоксальное, что власть требует с них платы за аренду земельного участка. «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно» (Михаил Лермонтов). Получается, что люди, занимающие руководящие посты в Северной столице, не знают законов: нельзя взимать плату за аренду, если ты запер двери перед арендатором. Не исполняешь договор сам, не требуй его исполнения от противной стороны. Поэтому прогноз известного петербургского предпринимателя Юрия Жорно о массовых судебных исках к Смольному, не выполняющему условия собственных договоров, кажется вполне реалистичным.

Женщина – впереди

Но предоставим слово представителям власти. Самой смелой, как обычно, оказалась женщина. Оксана Слободчикова озвучила проблемы, из-за которых помощь до бизнеса идёт слишком медленно либо не доходит вовсе.

Первая: предприниматели сначала расторгают договоры, а потом узнав о мерах поддержки, обращаются за ними. Но если договорных отношений уже нет, то и мер поддержки не может быть.
Вторая: обращения подаются сразу в несколько адресов – КИО, ГКУ, районную администрацию, личный кабинет, в результате на их обработку уходит значительно больше времени, чем положено (5 дней). Третье: за поддержкой обращаются те, кто зарегистрировал бизнес после 13 марта. Она таким не положена. Четвёртое: неправильное оформление заявлений, без указания на какой период нужна отсрочка и в какой период готовы гасить долги.

Оксана Слободчикова также озвучила некоторые цифры. На заключение дополнительных соглашений подано около1000 заявлений, по 650 объектам документы уже подготовлены. 200 (НТО) отказано, остальные в работе. На освобождение от аренды подали 2350 обращений, подготовили 850 пакетов документов, подписан 431. Предприниматели задерживают подписание. Ещё 3200 заявлений подано на отсрочку арендной платы, подготовлено 902 пакета документов, подписано 245. Она также напомнила, что если предприниматель арендует помещение или землю у ГУП или ГКУ, то за поддержкой следует обращаться непосредственно к арендодателю.

Предприятий убыло, занятых стало больше

Сергей Кузин, отметив, что в этом году наблюдается беспрецедентный спад деловой активности, сообщил: «В первом полугодии мы потеряли 21 000 малых и средних компаний (6%). Индекс промышленного производства упал на 4%, а оборот организаций – на 12%. При этом на 30% возрос оборот онлайн-продаж и зарегистрировалось огромное количество самозанятых – около 50 000». Более того, выросло число занятых в предпринимательстве на 28 500 человек (+3,2%). «Видимо, в пандемию предприниматели вывели свой персонал из тени», – предположил чиновник.

По его информации, два пакета мер поддержки обойдутся городу, примерно, в 18 млрд руб. В их числе: снижение на 2% упрощенного налога, на 50% налога на имущество для крупных собственников недвижимости (арендодателей), отмена арендной платы за госимущество для бизнеса в пострадавших отраслях, беззалоговые займы на зарплату в фонде микрокредитования (до 5 млн руб.), отсрочки по уже взятым кредитам.

В заключение Сергей Кузин предупредил, что с 26 октября начнутся проверки предприятий на наличие QR-кода. Из 247 000 городских налогоплательщиков-предпринимателей, QR-код получили только 40 000.

Слово берёт бизнес

Предприниматель Ашот Эфендиев поблагодарил Олесю Слободчикову, которая оперативно продлила на 3 года все 11 действующих договоров бизнесмена (позже, в кулуарах, он рассказал, что получилось только с третьего раза, благодаря личному вмешательству руководителя Агентства). И передал Сергею Кузину обращение с приложенным проектом постановления по уличной мебели на 2021 год, где опять не значатся НТО. Чиновник сообщил, что Юридический комитет Смольного возражает против распространения упрощённого порядка на НТО, но почему, он не знает.

В выступлении общественного омбудсмена индустрии красоты Ляли Садыковой речь также шла о непрофессионализме чиновников Смольного. «Один и тот же объект проверяет Роспотребнадзор и ККИ, – рассказала она, – первый не находит никаких нарушений, голову клиенту мыть в перчатках вовсе не обязательно, а второй – выписывает штраф. Самое интересное, что проверяющий из комитета не может, или не хочет ответить, какие именно нарушения он обнаружил. На вопрос предпринимателя по телефону в комитете отвечают: «Придёшь и узнаешь». На непрофессионализм накладывается ещё и бескультурье.

Тему проверок поднял и предприниматель Юрий Рагулин. Он сообщил, что представитель комитета по вопросам законности и правопорядка, пришедший с проверкой, потребовал предъявить разрешение на торговлю. «У меня есть договор аренды земельного участка, я его показываю, – говорит он, – но, оказывается, договор аренды для них – ничто. Они верят только сайту РГИС. А если там что-то не так, требуют закрыть предприятие». По словам Юрия Рагулина, полиция ведёт себя точно так же.

Но самым ярким стало выступление Юрия Жорно. Начав за здравие («КИО хорошо отработал механизмы»), он продолжил резкой критикой: «Такого бардака в управлении городом не было за все 33 года, что я веду бизнес. Это показала и реализация мер поддержки, и особенно – работа ККИ, который давно уже пора переименовать в Ку-Клукс-Клан».

Предприниматель сообщил, что он полностью разуверился во власти, когда в апреле не просто бросили бизнес, но и возложили на него государственные функции по содержанию людей, которым запретили работать. Отмену арендных платежей за госимущество Юрий Жорно считает не поддержкой, а элементарным исполнением обязанностей по договору.

«К предпринимателям власть относится как к террористам, – констатировал он. – А должно безусловно освободить всех от аренды и коммунальных платежей на весь период запрета работать, а также компенсировать предпринимателям заработную плату, которую они вынуждены были выплачивать сотрудникам». По мнению Жорно, власть также обязана узаконить все временные объекты, построенные до введения новых параметров в 2008 году. «Эти объекты были построены и введены в строй на законных основаниях, а значит требовать их перестройки нет никаких оснований», – уверен предприниматель.

А что скажет депутат?

Подвела итог конференции Ирина Иванова. Отметив, что цыплят, или убытки, малый бизнес всё-таки подсчитает весной или даже через год, она попросила представителей власти ответить, кто же получил 18 млрд мер поддержки? По информации депутата, председатель КИО Леонид Кулаков говорил о 800 млн рублей поддержки по арендным платежам.

«Есть ещё тысяча договоров, которые претендуют на освобождение от аренды, – напомнила Ирина Иванова. – А сколько всего таких договоров, которым положена поддержка? Пострадали все сектора, туристический бизнес лишился 82% выручки. Но мы не знаем, на что пошли эти 18 миллиардов. Между тем, бюджет рассчитан на то, что ставка на имущество будет повышено на 1,25%. Кто выживет в таких условиях?»

Сергей Кузин попытался ответить на этот вопрос: Цифра прогнозная, в неё включены выпадающие доходы от снижения налогов, докапитализация Фонда содействия кредитования малого бизнеса и Фонда развития промышленности, арендные преференции, и так далее». Конкретные цифры чиновник обещал опубликовать, когда подведут итоги. Он также сообщил, что в ходе конференции узнал много нового. «Меры поддержки продекларировали, а доведены они до бизнеса не были – такой посыл я услышал, – отметил Кузин. – Но мы всё-таки заинтересованы, чтобы помочь. Мы вас слышим. Все предложения до руководства донесу прямо сегодня».

Лилиана ГЛАЗОВА