Бизнес жил, бизнес жив, бизнес будет жить…

Первоочередные меры поддержки бизнеса в условиях пандемии, глава КППИТ Кирилл Соловейчик озвучил впервые 23 марта. С тех пор прошло полтора месяца. Но даже первый пакет мер поддержки, принятый в середине апреля, еще не заработал.

Как в таких условиях выживает малый бизнес, в котором работает треть горожан? «Очень плохо, – отвечает на вопрос корреспондента «Новостей малого бизнеса» петербургский предприниматель Юрий Рагулин. – У меня маленькие объекты, которые сдаются в аренду под овощи-фрукты, цветы, парфюмерию, выпечку. С 1 мая мы должны были начать реализацию мороженого в парках, но этого не случилось».

По информации нашего собеседника, до марта бизнес развивался нормально. Но как только в Москве объявили о введении режима самоизоляции (напомним, случилось это 5 марта) арендаторы Рагулина разделились на три категории. Первые пришли, вернули ключи и отказались от аренды. Вторые попросили о 50% скидке на арендную плату. А третьи, продолжив работать, просто перестали платить.

За чужой счет

Ситуация ухудшилась после объявления Владимиром Путиным каникул с сохранением заработной платы за счет работодателя.

«Часть объектов была закрыта сразу по распоряжению Смольного, – объясняет предприниматель, – торговля мороженым и цветами. Так как цветами занимались мы сами, то вынуждены платить сотрудникам зарплату, пока они находятся на самоизоляции. При этом торговля непродовольственными товарами, включая цветы, закрытая государством, так и не была признана пострадавшей отраслью, а значит, не имеет права на государственную поддержку, не освобождают ее и от арендной платы за государственные земельные участки».

По замечанию Юрия Рагулина, впервые за 22 года его занятия бизнесом невозможно реализовать договор аренды на земельные участки под торговлю мороженым.
«Городское правительство закрыло парки, и попасть к арендованным участкам земли мы не в состоянии, – говорит он. – Написал письмо в КИО о том, чтобы освободили от аренды хотя бы за эти участки, так как парк закрыт, и я никак не могу ими распоряжаться. Ответа пока не получил».

Государство обманывает?

По мнению предпринимателя, в России, и Санкт-Петербург – не исключение, идет откровенная и чудовищная подмена понятий, обман всех граждан и предпринимателей, в том числе.

«Признав пострадавшими часть отраслей, государство декларировало им предоставление отсрочки, в том числе, по арендным платежам, – поясняет Рагулин. – Между тем, речь идет об элементарном соблюдении условий договора. Ну, какая тут помощь? По условиям договора я арендую земельный участок у КИО, то есть предмет договора – земельный участок. Есть участок – есть аренда, нет участка – нет арендной платы. И это признает любой юрист. Что делает КИО и страна в целом? Запретив мне использовать предмет договора, они говорят: «Мы идем вам навстречу, помогаем, вы можете не платить аренду во втором квартале, но позже должны возместить ее сполна».

Чтобы доходчивее объяснить абсурдность ситуации, Юрий Рагулин рисует картину: «Я пришел в ресторан, заказал обед, а мне вместо него принесли чек (договор) и разрешили оплатить его в течение последующих 3-6 месяцев. Точно также действует государство: обед не дам, а по счету заплати».

Или предает?

Бизнесмен готов к тому, что государство не поможет. Ведь давно повелось, «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Но его возмущает то, что повсюду чиновники с воодушевлением трубят о поддержке бизнеса: первый пакет помощи, второй пакет, третий готовится, освобождение от аренды, снижение налогов.

«У меня три ИП и два ООО, – замечает Рагулин, – ни одно из них господдержки не получило. Случилась общая беда в стране, и государство от нас отвернулось.
Более того, действующая власть вбивает клин между гражданами и бизнесом. Слыша со всех сторон о помощи бизнесу, граждане, лишенные поддержки, справедливо полагают, что им не хватает денег, потому что все отдали бизнесу. Люди уверены в том, что государство помогает бизнесу из-за чего не в состоянии поддержать простых граждан, оставшихся без работы или без зарплаты». Предприниматель считает такие действия правительства откровенным предательством.

Вес арендной платы до кризиса и после
Напомнив, что в свое время вице-губернатор Мокрецов, возглавлявший КИО, говорил: «У вас аренда 0,2% в бюджете города», наш собеседник удивляется тому, что Смольный боится отменить четвертую часть этой мизерной суммы.

«Когда мы просили сохранить наш бизнес, апеллируя к тому, что создаем рабочие места, платим налоги и арендную плату, нам в лицо заявляли, что это крохи. А теперь, когда мы просим отменить арендную плату всего на квартал, оказывается, это невозможно, так как она составляют существенную сумму в бюджете», – констатирует предприниматель.

Несмотря на критичный настрой в отношении нынешней ситуации, Юрий Рагулин надеется, что его бизнес выживет, и еще будет радовать своего основателя приличными доходами. «Как только отменят режим самоизоляции, буду собирать людей, воодушевлять их, платить зарплату, брать на это кредиты, давать арендаторам преференции и льготы, – резюмирует он. – Вот сейчас снизил для них арендную плату на 50%. А сам за аренду во 2 квартале заплатил, взяв кредит. Меня ведь ни от чего не освободили: ни от арендной платы, ни от коммунальных платежей. Но восстановить доходы на уровне прошлого года, думаю, сможем не раньше конца 2021».

Лилиана ГЛАЗОВА