Нас не слышали. Услышьте теперь

Комитет имущественных отношений решился обсудить с предпринимателями скандальную 100-метровую охранную зону, которую собираются зачистить от торговли. Встреча получилась эмоциональной: предприниматели высказали все, что накипело, а чиновники заверили: «добросовестному» бизнесу беспокоится не о чем. Но замечания обещали рассмотреть.

Чиновники явно не спешили на рандеву с недовольными предпринимателями. На разговор делегировали должностных лиц даже не второго – третьего уровня из КИО. Бизнес же собрался в приемной депутата ЗакСа Ирины Ивановой заранее. Почти у каждого – галстук вокруг шеи, за исключением двоих коммерсантов. Коллеги допытывались: как удалось нарушить дресс-код имени спикера Вячеслава Макарова. С сентября мужчинам без такого аксессуара попасть в городской парламент было трудно. Оказалось, что охрана парламента осталась равнодушна к внешнему виду посетителей.

Предприниматели успели усомниться в появлении представителей власти, но в дверях возникли долгожданные собеседники. От комитета имущественных отношений были направлены Андрей Туркин и София Панченко, от комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка – Алексей Литвенюк. Впрочем, Туркин явно не умел держать удар от бизнес-сообщества
«Ликвидации нестационарных торговых объектов не будет», – вдруг заявил он.

«Подождите, как не будет?» – опешила Ирина Иванова от скорой капитуляции КИО.

«Работа над проектом еще не завершена, она еще проходит оценку регулирующего воздействия. Объекты будут работать до конца срока, предусмотренного договорами. Как я понимаю, большинство объектов находятся в режиме неопределенного срока действия. Спасибо», – уже хотел завершить он разговор.

«Правильно понимаю, что вы будете писать уведомления о расторжении договоров и переходе на метод размещения?» – не отступала депутат.

«Комитетом не реализуется плановая политика направления арендаторам уведомлений», – почти на шепот перешел чиновник. Из его слов выходило, что КИО изменениями к закону планирует «предупреждать» появление новых НТО вокруг метро в радиусе 100 метров.
Прежних игроков решили не трогать – до периода переоформления их договоров.

Беседа тихо догорала, но в дело вмешались эмоции бизнесменов. Наболело. Перед чиновником сидела дюжина старожилов своего дела, повидавших губернаторство Владимира Яковлева. Причем логика тех «лихих» лет показалась им понятнее, чем нынешняя. И дело касалось вовсе не закона о 100-метровой зоне и даже не деятельности Туркина. «Нас не слышат», – вдруг сформулировали коммерсанты общую боль.

«Мы начали строить павильоны при Яковлеве. Он был замечательным губернатором: говорил, что снесут торговлю при одном условии – для государственных нужд: если городу нужно проложить дорогу или построить больницу. Пришли другие губернаторы, которые зачищают под себя и своих приближенных. Так не должно быть», – возмутился глава межрегионального профсоюза работников предприятий малого и среднего бизнеса «Наше право» Игорь Коренков.

Лидер движения «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина напомнила слова замглавы КИО Татьяны Тихомировой. Чиновница в 2017 году ссылалась на запрет торговли в 100-метровой зоне требованиями комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Впрочем, подчеркивает Гришина, этот комитет так и не смог предоставить общественникам документы, которые подтвердили бы позицию Смольного.

«На сегодняшний день мы, предприниматели, не имеем конкретных письменных решений, на которые вы опираетесь. Наши юристы по буквам изучили свод правил метрополитена. Там нет конкретной ссылки на 100-метровую зону. Понятно, что КИО хочет построить свои павильоны и узаконить их», – предположила Янина Гришина.

Кроме того, чиновники неверно посчитали торговые точки, которые попадают в 100-метровую зону рядом со станциями метро, уверена лидер движения «Содействие малому бизнесу». По данным Гришиной, под угрозой ликвидации находятся «как минимум 600 объектов».

«Вы говорите, что объекты будут ликвидированы, когда закончится срок действия договоров. Тут есть лукавство. Дело в том, что существует проблема: у предпринимателей до сих пор договоры аренды не переоформлены. У них на руках нет даже договоров, сделанных в КУГИ еще в 2014 году, из-за моратория ФРС. Фактически с 2018 года они все выйдут на неопределенный срок. Конечно, еще два месяца – и их уберут. Это идеальный механизм избавления от НТО», – заключила она.

«Информация полезная, мы ее обдумаем, – заверил Туркин. – Перепроверим ваши данные по количеству НТО. Знаете, комитет может направить уведомление и без 100-метровой зоны. Если бы у нас была такая цель, то обошлись без внесения изменений в постановление № 1045».

Госслужащий пообещал также рассмотреть возможность ограничить зону безопасности проезжими частями. «Это разумное замечание», – похвалил он бизнесменов.

«А как же гипермаркеты, располагающиеся вблизи метро, разве они не опасны? Что вам мешает снести эти исчадия ада?» – уточнили бизнесмены.

«Нам ничего не мешает. Если поступает информация о каких-либо нарушениях, например, охране подземных сооружений, то принимается решение о сносе. Только этим занимается комитет по контролю за имуществом», – уверенно парировал Туркин.

Следующий вопрос вновь касался НТО, но уже избежавших участи быть снесенными. После долгой паузы в 2017 году губернатор Георгий Полтавченко распорядился не трогать киоски по продаже цветов, театральных билетов и прессы. «Чем же они безопасны по сравнению с нами?» – возмутился бизнесмен Ашот Эфендиев.

«Изначально не предусматривалось сохранение объектов в 100-метровой зоне. Но пошли навстречу и сделали исключение для наиболее дисциплинированных и добросовестных предпринимателей», – попытался объяснить Андрей Туркин.

По его словам, критерий добросовестности зависит от того, нарушал ли предприниматель цели использования участка или сдавал торговую точку в субаренду. Все бизнесмены за столом согласились, что к категории нарушителей не относятся. Хотя, согласно планам КИО, их НТО по-прежнему представляет угрозу для горожан.

«В 100-метровой зоне вы ссылаетесь на защиту от техногенного характера. Но почему вы применяете к нам этот пункт? В других регионах нет подобной практики», – добивался ответа от представителей КИО предприниматель Юрий Рагулин.

«Подождите, еще ничего не принято. Есть юридический комитет, есть исполнительные органы власти, согласующие эти пункты. Если мотивировочная часть не будет соответствовать, то нас поправят», – продолжал оправдываться Туркин.

И в ответ получил от предпринимателей уточнение, что на место легального бизнеса придет нелегальный, ведь «свято место пусто не бывает».

«Да, я вижу незаконную торговлю – людей с лотками. Это так. Но это вопрос усиления контроля и увеличения ответственности за незаконную торговлю», – перевел стрелки представитель КИО.

Слово взял сотрудник КРППР Литвенюк, который заверил всех в отрицательном отношении профильного ведомства к 100-метровой зоне. Помощница главы УФАС по Петербургу Светлана Марьина выразила сомнения к готовящемуся нововведению: «Пока мы не можем сказать, что такие меры соответствуют указу президента России о развитии экономики и поддержке малого предпринимательства».

Проект КИО об установлении 100-метровой охранной зоны по завершении встречи антимонопольное ведомство затребовало, чтобы досконально разобраться в вопросе…

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ