Денис Мантуров: «Как «посадить» на высокий трафик»

– Возможные перемены продолжают вызывать ропот у представителей нового купечества. Массовое недовольство тем, что Северная столица может превратиться в стойбище торговых фургонов, неоднократно высказывали и сами участники рынка, и депутаты, и даже петербургские чиновники, которым, казалось бы, какая разница – лишь бы пополнялась городская казна…

– Действительно, тема изменения торгового законодательства является сверхактуальной на сегодняшний день и самой обсуждаемой в торговом бизнесе. Не раз она освещалась в СМИ как одна из противоречивых, вызывая широкий общественный резонанс.

Разработанный группой депутатов и сенаторов законопроект о внесении изменений в Закон о торговле направлен, прежде всего, на урегулирование отношений между производителями и ритейлерами, на устранение таких негативных явлений как злоупотребление, навязывание невыгодных условий субъектами торговли, завышение платы за услуги по продвижению товаров и прочее.

Вместе с тем законопроект жестко ограничивает торговые сети, обеспечивая таким образом интересы производителей.

Правительством РФ в целом поддерживаются положения законопроекта, оно выступило некоторым посредником между поставщиками и сетями и нашло компромиссный вариант в виде поправок к законопроекту, которыми смягчаются некоторые требования в отношении субъектов торговли. Что особенно важно, учитывая ситуацию в российской экономике.

Вот некоторые из них. Увеличивается совокупный размер вознаграждения за объем приобретенных продовольственных товаров, а также платы за услуги по продвижению товаров до 5% (в законопроекте – 3%, в Законе о торговле – 10% только за объем поставленных товаров). При этом из-под 5%-го совокупного вознаграждения исключаются логистические услуги. Увеличиваются и сроки оплаты продовольственных товаров: для скоропортящихся – не больше 8 рабочих дней со дня приемки продукции торговой сетью (в Законе о торговле – 10 дней, в законопроекте – 5 дней); со сроком годности от 10 до 30 дней – не больше 25 календарных дней (в Законе о торговле – 30 дней, в законопроекте – 20 дней); с более долгим сроком годности, а также в отношении российского алкоголя, срок оплаты не должен превышать 40 календарных дней (в Законе о торговле – 45 дней, в законопроекте – 35 дней).

Теперь будет закреплен запрет на исполнение лишь незаконных условий договора поставки продовольственных товаров, а не договора в целом. Предусматриваются и другие изменения в Закон о торговле. В частности: перенос условий, запрещенных к навязыванию сторонами друг другу, в безусловный запрет по включению их в договор поставки (это направлено на то, чтобы полностью исключить любые дополнительные сборы с производителей) и создание возможностей для ФАС привлекать нарушителей к административной ответственности за длящиеся правонарушения.

– Для малого бизнеса торговля – это, прежде всего, нестационарные объекты, не требующие больших капиталовложений и позволяющие работать даже в условиях кризиса. Не считаете ли вы, что выделяя из общего числа таких объектов в отдельную категорию мобильные торговые объекты (МТО), Минпромторг предоставляет преференции именно операторам автолавок? При этом предпринимателям, которые осуществляют свою деятельность в нестационарных павильонах и киосках, отведена незавидная участь пасынков…

– Начнем с того, что в настоящее время мобильная торговля не урегулирована законодательством РФ. В подавляющем большинстве регионов она де-факто запрещена либо приравнена к традиционной нестационарной торговле (киоскам, павильонам). А это фактически означает невозможность ведения предпринимательской деятельности с использованием МТО. Вот и предполагается выделить автомагазины, автокафе и иные передвижные торговые объекты в отдельную категорию и утвердить упрощенный порядок осуществления ими торговой деятельности.

Например, в Берлине даже не требуется разрешение для осуществления развозной торговли продукцией садоводства, рыболовства, произведенной собственными силами, а также молоком и молочными изделиями. Это сделано для того, чтобы малые производители продуктов могли постоянно осуществлять сбыт своей продукции.

А у нас, поскольку МТО не были прописаны в действующем законодательстве, то в худшем случае такой вид торговли вообще не использовался в населенных пунктах, в лучшем случае к ней применялся алгоритм размещения нестационарной торговли (точка на карте), что приводило к «превращению» машины в киоск (она не уезжала). Такой подход порождал для МТО несвойственные и излишние требования: заключать договор аренды земельного участка или иной договор, проводить торги.

Данные требования несвойственны для мобильной торговли: автомагазин не занимает на постоянной основе конкретное место или земельный участок, а постоянно меняет дислокацию. Развозная торговля позволяет продавать дешевле самый свежий товар без посредников. Кстати, согласно анализу Минпромторга, опыт работы прямых продаж мобильной сети от производителей в Москве и Санкт-Петербурге (мясная гастрономия, рыба) демонстрирует снижение розничных цен на 20–40% по сравнению с супермаркетами.

– На недавней встрече с губернатором Тверской области ваш заместитель Виктор Евтухов отметил, что у Минпромторга РФ есть четкое понимание, как должна развиваться разноформатная торговля, в том числе осуществляться взаимодействие сетевых участников рынка с предприятиями малого и среднего бизнеса. Не могли бы вы расширить этот тезис?

– Наше министерство совместно с профессиональным сообществом сформулировало три конкретные программы, в основе которых лежит использование малой торговлей и производителями товаров высокого покупательского трафика торговых сетей.

Первая программа – это выделение малым предпринимателям торговых мест в прикассовых зонах супер- и гипермаркетов. Вторая – так называемые «shop-in-shop» – предоставление малому бизнесу мест для собственной торговли внутри самого супер- или гипермаркета. Наконец, третья – организация ярмарок на площадках перед торговыми центрами и крупными сетевыми магазинами.

Все три программы позволяют, вместо бессмысленного регулирования, «посадить» на высокий трафик торговых сетей и крупных торговых центров максимальное количество малых форматов торговли.

– На селе автолавкам раздолье – паркуйся где угодно. А в мегаполисах? МТО, получается, не будут попадать, как прочие торговые объекты, в схему размещения. То есть они станут самостийны и слабо контролируемы исполнительными органами государственной власти. Неужели Денис Мантуров считает, что такой подход к МТО послужит во благо развитию малого бизнеса в целом?

– МТО по сути своей есть транспортное средство, и оно перемещается в соответствии с Правилами дорожного движения.

Однако законопроектом предусматривается, что в целях учета мобильной торговли и контроля за ее деятельностью, а также обеспечения прав потребителей и хозяйствующих субъектов, законодательством субъектов Российской Федерации может быть введена учетная регистрация МТО и формирование соответствующего реестра. Если, например, хозяйствующий субъект хочет начать развозную торговлю, он обязан подать заявление и получить свидетельство о внесении в реестр. Может быть предусмотрено аннулирование свидетельства и исключение из реестра мобильного торгового объекта за неоднократные нарушения требований законодательства.

Кроме того, органам власти субъекта РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность установления дополнительных условий, требований и ограничений к организации развозной торговли с учетом специфики местности. Например, определять специальные места для размещения МТО на парковках (парковочных местах), организованных региональными органами власти. Регионы наделены правом вводить систему удаленного контроля местонахождения МТО, являющихся механическими транспортными средствами, а также порядок и условия осуществления указанного контроля.

– А как быть с теми МТО, которые уже включены в Санкт-Петербурге в схему размещения? Договоры подлежат расторжению, поскольку будут противоречить федеральному законодательству? И не приведет ли упрощенный порядок регистрации автолавок к формированию так называемого «теневого рынка», не вносящего никаких платежей в бюджет?

– Как я уже говорил, субъекты РФ и органы МСУ смогут вводить самые широкие ограничения по местам торговли, а также устанавливать ответственность за нарушения правил мобильной торговли, в том числе работу без регистрации в реестре. Кроме того, может быть определена дополнительная плата за размещение на платных парковках, за осуществление торговли. Или же, например, будет введено требование использования системы электронного контроля местонахождения (Глонасс/GPS).

А вот МТО, которые уже включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, безусловно, подлежат исключению из нее и будут размещены в соответствии с требованиями к развозной торговле, преду­смотренными Законом о торговле.

Что касается возможного отсутствия налоговой дисциплины, то данное явление нельзя рассматривать как свойственное сугубо тому или иному формату торговли. Для этого существуют нормы санитарно-эпидемиологического благополучия, система сертификации товаров, соответствующие надзорные органы, проверяющие соблюдение требований. Это касается и уплаты налогов. Автомобили имеют номера государственной регистрации, номера агрегатов. Эта информация будет содержаться в реестре. Она же печатается в кассовом чеке. Никаких проблем с администрированием возникнуть не должно.

– Санкт-Петербург – город особый. Здесь действует регламент Невского проспекта, который жестко ограничивает любые варианты ведения торговой деятельности, если они не соответствуют эстетике городской среды либо нарушают целостность восприятия архитектурных ансамблей. А ведь исторический центр в первую очередь представляет интерес для торговцев.
Не следует ли еще раз обратиться к законопроекту и сохранить МТО в общем разделе нестационарных торговых объектов применительно к городам федерального значения – Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю?

– Убежден, что «мобильного заторговывания» не произойдет. Законопроектом предусматривается не только право на ограничение развозной торговли на парковках, организованных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Предусматриваются также положения, согласно которым соответствующие органы вправе устанавливать полный или частичный запрет на осуществление развозной торговли на определенных улицах, местах и территориях, определяемых ими самостоятельно.
Беседовал Кирилл МЕТЕЛЕВ