книги

Книжные магазины не выдерживают конкуренции с маркетплейсами

В Ассоциации книгораспространителей констатируют, что ценовой демпинг на целом ряде площадок буквально душит книжную розницу.

Очень непростой назвала ситуацию с развитием и динамикой продаж в книжных магазинах президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина. На встрече с журналистами она отметила тренд на цифровую трансформацию книжной отрасли, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса». «Если до пандемии доля книжных магазинов занимала 67% от всех продаж, то сегодня эта доля стремительно сокращается и составляет около 40%», — сообщила Зорина.
Глава профессиональной ассоциации также заострила внимание на снижении экземплярных продаж. Между тем именно продажи книг в экземплярах являются одним из главных критериев эффективности работы книжного ритейла. «Они, к сожалению, падают, — указала она. — Динамика такая, что по итогам 2023 года продажи в магазинах упали на 12%, а по итогам I полугодия этого года на 5,3%. То есть динамика падения немного сократилась, но все равно ситуация очень непростая. Падает трафик, сокращается число покупателей — на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, люди приходят в магазины, смотрят на красивую книжную витрину, сравнивают цены – и покупают затем на маркетплейсах».
Жесткая конкурентная борьба с маркетплейсами стала сегодня одной из ключевых проблем книжной розницы. По словам Светланы Зориной, ценовой демпинг на целом ряде площадок буквально душит книжную розницу, не давая развиваться и вкладывать средства именно в развитие книжных магазинов.
Ассоциация книгораспространителей неоднократно выступала за соблюдение ценовой конкуренции. «У нас есть федеральный закон о защите конкуренции, и в сентябре прошлого года были приняты очень важные поправки в этот закон, которые как раз и говорят о необходимости соблюдения ценовой конкуренции. И я очень надеюсь, что наша боль, призыв нашей ассоциации будет услышан, и маркетплейсы начнут вести цивилизованную ценовую политику».