Объем нелегального оборота товаров стремительно растет

Контрафакт составляет 10 процентов от всего розничного рынка страны.

Объем нелегального оборота товаров и продукции в России достиг 5 трлн рублей, или 10% от всего розничного рынка страны. Это в пять раз больше среднемирового показателя, оценил РБК. Согласно результатам исследования, за четыре года рынок нелегальных товаров вырос в полтора раза.
По мнению управляющего партнера юридической фирмы «Алкогольное право», эксперта в области алкогольного права Дмитрия Терентьева, один из видов нелегального товара на нашем рынке — это контрафактная продукция. «Контрафактной продукцией является в большинстве своем легальная продукция, импортированная в РФ без согласия правообладателя. Что касается алкогольной продукции, то в большинстве своем мы встречаем не контрафактную продукцию, а фальсифицированную», — отмечает эксперт. Дмитрий Терентьев отмечает, что, если продукция, ввезенная без разрешения правообладателя, является контрафактной, но в то же время оригинальной продукцией, то большого ужаса для потребителя сам по себе контрафакт не несет. Поэтому в большинстве своем проблема алкогольной продукции в России связана не с контрафактом, а с фальсификацией.
По мнению Дмитрия Терентьева, под фальсифицированной продукцией понимается продукция, имеющая скрытые свойства или умышленно измененные (поддельные) свойства, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о ее составе и (или) потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством РФ. Он уточняет, что у нас в стране под этикетками известных брендов в большинстве своем продукция, которая к этим брендам не имеет никакого отношения.
«Под брендами иностранных вин часто скрываются российские производства, под брендами иностранного крепкого алкоголя часто скрывается «дедушкин самогон с чайным красителем», это в лучшем случае», — считает Дмитрий Терентьев. По его словам, Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» дал определение, что является фальсифицированной продукцией виноградарства и виноделия. По его словам, в документе указывается, что это продукция виноградарства и (или) продукция виноделия, производимые или реализуемые под наименованием любого вида продукции, которые сопровождаются ложной или неточной информацией (на этикетке, контрэтикетке, упаковочной таре или иным образом). Тем самым производитель вводит потребителя в заблуждение относительно состава, свойств и качеств, происхождения продукции виноградарства и виноделия. «Таким образом, именно фальсифицированная продукция несет в себе огромную опасность для потребителя, потому что у меня большие вопросы к продукту с этикеткой шотландского виски, но произведенного по факту в Московской области. Мне кажется, многие иностранные производители диву даются, сколько же по факту выпивают алкогольной продукции ими якобы произведенной», — утверждает Дмитрий Терентьев.
По мнению эксперта, на сегодняшний момент основная борьба государства должна быть направлена не на борьбу с ввозом качественной алкогольной продукции, хоть и в обход санкций или желаний правообладателей, а с фальсифицированной продукцией. Г-н Терентьев убежден, что на сегодняшний день в этом направлении планомерной работой отличается только ФСРО «Ассоциация виноградарей и виноделов России», которая взяла целью посчитать сколько винограда, выращивается в России для производства вина, сколько вина производится, сколько вина отправляется на продажу в розницу и в итоге сколько вина продано конечному потребителю. «Как только эта работа будет налажена, станет понятным объем рынка фальсифицированной продукции», — утверждает эксперт.
Что же касается рынка фальсифицированной алкогольной продукции, то он будет жить до тех пор, пока не произойдет общемировая интеграция систем и баз данных, пока не будет общая маркировка, сертификация, передача информации об объемах производства, перемещения и потребления алкогольной продукции между лицензирующими органами разных государств, сродни обмена финансовыми данными между налоговыми органами.
«Пока это выглядит, как несбыточная мечта в мыслях управляющего партнера Алкогольного права. Но поживем, увидим…», — комментирует он.

Фото: нейросеть