сахаросодержащие напитки

Горький акциз

Введение акциза на сладкие напитки больнее всего – вплоть до банкротства – ударит по малым и средним предприятиям, предупреждают эксперты. А их в отрасли – 80%.

Поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие введение акциза на сахаросодержащие напитки, прошли в Госдуме первое чтение. Согласно законопроекту, акциз составит 7 рублей с литра и будет взиматься с 1 января 2023 года. В пояснительной записке говорится, что бюджет получит от акцизов порядка 35 млрд рублей в год – их обещают направить на борьбу с сахарным диабетом (не очень понятно, каким образом: это не прямой акциз, деньги пойдут в консолидированный бюджет и уже потом будут как-то распределяться. – «Новости малого бизнеса»).
Совершенно непродуманной назвала эту инициативу вице-президент по качеству Союза производителей соков, воды и напитков Людмила Хомич. На недавней встрече с журналистами она перечислила основные моменты, которые настораживают индустрию. Первое – это сложности с администрированием. «Сейчас нет никакого понимания, как это будет осуществляться – акцизная марка или какой-то специальный учет на предприятии, — отметила эксперт. – Очевидно, что система требует отладки, и в любом случае ее введение может состояться не раньше, чем в январе 2024 года».
Еще один момент связан с тем, что категория «сахаросодержащие напитки», по мнению профессионалов отрасли, весьма расплывчата. К примеру, сейчас на уровне классификаторов нет никакого разделения продуктов с добавленным сахаром или каким-то сахарозаменителем, в том числе и природным. Поэтому у производителей возникают серьезные опасения, что потенциально под акцизное регулирование может попасть вся категория напитков – без разбора: есть там сахар, сколько, или он вообще отсутствует.
Профессиональное сообщество сомневается и в налоговом эффекте. «Стоимость акциза — 7 рублей — добавится к отпускной цене, — предупредила Людмила Хомич. – А предприятия сейчас работают и так на грани какой-то доходности. Повышение цен приведет к снижению спроса, эти напитки не относятся к товарам первой необходимости. Ну а снижение спроса означает закрытие ряда предприятий, такой сценарий очень реален. При этом одно рабочее место в индустрии напитков поддерживает 7 рабочих мест в смежных индустриях». Кроме того, при внесении законопроекта не были просчитаны негативные эффекты для бюджетов всех уровней, указала специалист.
Много сомнений у производителей напитков вызывает и обещанная авторами законопроекта польза для здоровья потребителей. «Потребление этого вида напитков в России составляет чуть больше 36 литров на человека в год, и этот показатель один из самых низких в мире. К примеру, в США это 287 литров, в Германии 300. В нашей стране на сладкие напитки приходится всего 1,5% от общего потребления сахара. Это мизерный процент», — констатировала Хомич. Она рассказала, что акциз пробовали вводить в нескольких европейских странах, но потом от него отказались. Между тем международная практика показала, что наиболее сильное отрицательное влияние акциз оказывает на малый и средний бизнес. А в России среди производителей безалкогольных напитков доля малых и средних предприятий составляет 80%. на