Юлия Комбарова

Две стороны моратория на банкротство

Мораторий — однозначно положительное явление для должников. Они могут попробовать восстановить свою работу без переживаний, что завтра их деятельность прекратится, и к ним придут с иском о банкротстве. Однако у моратория есть и другая сторона — отсрочка банкротства далеко не всегда означает, что за это время компании продолжат работу и исправят свое финансовое положение.

Об этом «Новостям малого бизнеса» сообщила генеральный директор «Юридического бюро №?1» Юлия Комбарова. По ее словам, компании-должники могут прекратить деятельность и распродать активы, что для кредиторов в будущем будет минусом: это лишнее оспаривание сделок и поиск активов. «Стоит отметить, что кредиторы – это не только банки, но и другие организации, чьи финансовые результаты зависят от оплат контрагентов. Есть пост оплата, оплата после реализации товара. Поэтому с точки зрения недопущения «вала банкротств» – решение положительное. Но с точки зрения предпринимательской деятельности – не совсем справедливое в отношении других участников рынка», — утверждает Юлия Комбарова.
Юрист также отмечает, что мораторием на банкротство могут воспользоваться недобросовестные компании в своих целях. «В первую очередь это касается тех, кто был на грани банкротства и до всех событий, а сейчас у них появился шанс подготовиться к банкротству, провести сделки и передачу активов. Страдают от этого и поставщики, которые не могут ничего предпринять в отношении неплательщиков. Поэтому сам по себе мораторий не спасет компанию на грани банкротства. Нужно прикладывать усилия, генерировать новые идеи и внедрять качественные управленческие решения. Организации, которые не собирались возобновлять свою работу и платежеспособность в дополнительное время, будут обузой для рынка. А те, кто хотят продолжать свою деятельность, будут стараться наладить отношения с кредиторами и контрагентами, даже если уже есть временные просрочки», — уверена собеседница агентства.
Чтобы не допустить подобных ситуаций, многие компании перешли на предоплату, хотя получить кредиты на эти цели практически невозможно. Поэтому, по мнению эксперта, это тоже полумеры — задолженность не будет масштабно расти, а со старой ничего нельзя будет сделать. «Возможно, некоторые должники, понимая, что ситуация не изменится, сами подадут на банкротство, но такие кейсы будут в меньшинстве. Времен «девяностых» в сфере возврата задолженности, конечно, не будет. Банки и коллекторы сейчас работают строго под контролем закона. Только черные кредиторы способны на такие вещи, но их бояться точно не следует. При первых признаках вымогательства и запугивания необходимо обращаться в полицию, а общение с кредиторами перевести на юриста или адвоката», — считает Юлия Комбарова.
В целом, по мнению эксперта, если сравнить мораторий с тем, который ввели во время пандемии, то отличия есть — если в 2020 году были определенные ОКВЭД пострадавших отраслей и мораторий распространялся только на них, то сейчас он распространяется на все юрлица.