Креативные пространства

Креативные пространства ждут инвесторов 

По данным Лаборатории качества городской жизни QULLAB, до пандемии каждый год в Петербурге открывалось до двух десятков новых общественных пространств. Ковид внес коррективы — креативные объекты стали чаще закрываться, чем открываться. Но при этом выросла и популярность этих объектов у петербуржцев.

По словам руководителя Лаборатории качества городской жизни QULLAB Александры Ненько, в последнее время среди креативных пространств начался процесс выживания. Кто-то не выдержал финансовых тягот и закрылся. А кто-то наоборот, «поймал волну» и стал развиваться.  «Надоевшая обстановка тесных квартир вызвала у петербуржцев желание «сменить» картину. Люди пошли  в креативные пространства за дружелюбной атмосферой, за хорошим настроением. И просто для того, чтобы отвлечься от неприятных эмоций, связанных с опасностью заражения», - утверждает Александра Ненько.
По его словам, в постпандемийный период на пике спроса оказались определенные виды общественных зон. В первую очередь сегодня пользуются спросом, так называемые креативные кластеры — территории, где бы под одной крышей могли бы собираться люди творческих профессий: архитекторы, художники, дизайнеры. Еще одно перспективное направление — образовательные форматы и культурно-досуговые пространства, где люди имели бы возможность проводить свободное время с семьей и детьми, узнавая что-то новое. По-прежнему популярны у петербуржцев  и такие площадки, как «Новая Голландия» или «Севкабель». «Горожане едут туда  за новыми впечатлениями и хорошими эмоциями», - комментирует Александра Ненько.
Эксперты между тем напоминают, что задача креативных пространств - это не только красивые проекты, но  и бизнес, потому как вложенные инвестиции должны окупаться. В последнее время некоторые инвесторы стали впадать в крайность в своем стремлении заработать, превращая интересные объекты в стандартные коммерческие площадки. Подобная история произошла с креативным пространством «Ткачи», которое позиционировало себя как многофункциональный центр культуры, образования, работы и отдыха. Кластер располагался в реконструированном здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики имени Петра Анисимова на набережной Обводного канала с 2010 года. Однако новый владелец планирует открыть здесь бизнес-центр.
Впрочем,  по мнению аналитиков, сегодня можно говорить всего лишь об определенном этапе развитии креативного формата в Петербурге.  Тем более, что депрессивных территорий и полузаброшенных зданий, где могут вырасти новые креативные точки роста, в Петербурге достаточно.

СПРАВКА
По данным Knight Frank, на начало 2020 года Петербурге насчитывалось более 100 креативных пространств суммарной площадью около 750 тыс. кв.м. Там располагались более 860 арендаторов. К крупнейшим объектам относятся «Севкабель Порт» (136 тыс. м), «Новая Голландия» (7,8 га), Design district DAA (48 тыс. м), «Дом культуры» (на базе ДК Газа, 25 тыс. м2) и «Арт Муза» (13 тыс. м).