Игорь Шувалов

Вице-премьер: В России за 25 лет так и не сумели внедрить моду на предпринимательство

В нулевой день Петербургского международного экономического форума состоялся III Российский форум малого и среднего предпринимательства. В отличие от двух предыдущих форумов его проигнорировали бизнес-омбудсмены, зато много было иностранных гостей.

Пленарное заседание «Предпринимательство – это модно. Как стимулировать и развивать культуру предпринимательства в России?» прошло по простой схеме: 8 молодых предпринимателей рассказали о том, как им удалось добиться успеха, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса».

Основатель и генеральный директор «Додо Пицца» Федор Овчинников начинал 6 лет назад в одном из подвалов Сыктывкара. Первый год оборот компании составил 5,8 млн руб. В прошлом году компания заработала 3 млрд руб., главный офис переехал в Москву, в 9 странах, в том числе, в Китае и США (Калифорния), открылось 196 пиццерий. А началось все с бизнес идеи, создания модели, в которой решили объединить пиццу с IT-технологиями. Весь бизнес протекает в режиме он-лайн, Овчинников раздает франшизы и контролирует качество продукта. Свою компанию он называет киборгом, потому что интеллектуальное наполнение производства пиццы позволило ему стать экспортером и, фактически, завоевать мир.

Александр Данилов из Татарстана создал коммерческий детский футбольный клуб «Чемпион для занятий с детьми от 3 до 12 лет. Сейчас у него 8 филиалов клуба в 5 городах республики, в которых занимается 250 детей. В планах создать 20 филиалов и проводить не менее 20 мероприятий в год. Все соревнования проводятся за счет средств клуба. Взаимоотношения с родителями налажены Интернете –  через социальные сети набирают детей, там же информируют о предстоящих мероприятиях, а вот об отмене или переносе занятий сообщают СМС-ми. Дети занимаются не только физподготовкой и тренируются, но и изучают теорию игры в футбол. В Татарстане растет будущая сборная страны.

Сооснователь сервиса «Кнопка» Андрей Завьялов предоставляет начинающим предпринимателям сервис «бухгалтерия в телефоне». По его словам, главные ошибки предприниматель совершает на старте бизнеса, «Кнопка» помогает их избежать, консультируя и ведя бухгалтерию. Основатель ELEMENTAREE Ольга Зиновьева не стала рассказывать о собственном бизнесе. Она предложила ввести моду на предпринимательство, для чего основать премию «Национальный герой» и вручать ее 1000 лучших предпринимателей ежегодно. По ее мнению, предприниматели – это мечтатели, им нужно помочь зарабатывать деньги, приставляя к ним опытных наставников, объясняя, что ошибки имеют право на жизнь. Кроме того, она считает, что россиянам следует рассказывать о пользе предпринимательства и показывать лучшие достижения предпринимателей.

Сооснователь, генеральный директор компании «Hudway» (Ижевск) Иван Клабуков создал свой бизнес при помощи краудфандинга в 2015 году. За 30 дней продал 11 000 единиц продукта (проекция дороги на лобовое стекло), пребывавшего в то время только в форме идеи. Привлек 40 млн руб. И через 9 месяцев все вкладчики получили реальный продукт. В настоящее время у компании 400 000 пользователей в 16 странах, которым он поставляет 7 продуктов. Причем, россиян всего 2%. Основной контингент проживает в США, (50%), 25% — В Европе, остальные потребители разбросаны по всему миру.

В рамках пленарного заседания старший вице-президент ПАО «Сбербанк» Анатолий Попов и вице-президент Google по взаимодействию с государственными и общественными институтами в регионе Европы, Ближнего востока и Африки Никлас Лундблад рассказали о программе развития навыков предпринимательства «Бизнесс класс», запущенной в прошлом году. Планируется, что в 2017–2018 годах программа охватит 41 регион и 103 000 предпринимателей со всей России. В настоящее время, в проекте проходят обучение в среднем 70% начинающих и 30% опытных предпринимателей. Подготовлено 500 бизнес-наставников. Зарегистрироваться на обучение можно на сайте: www.business-class.pro.

Подводя итог заседанию первый вице-премьер Игорь Шувалов выразил сожаление, что в России за 25 лет так и не сумели внедрить моду на предпринимательство, воспитать в молодых тягу к бизнесу. «В нашей стране нет тяги к предпринимательству, — пояснил он, — потому что нет общественного признания этого вида деятельности. Мне очень понравилась идея о национальном герое. Я доложу о ней Президенту, думаю, что уже со следующего года мы сможем выбрать лучших предпринимателей».