«Петербургская марка качества» – чиновники взялись за старое?

Организаторы «Петербургской марки качества» аккуратно говорят о том, что это обновленный проект системы добровольной сертификации, которая призвана стать механизмом поддержки производителей товаров и услуг Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
Естественно, инициатива подкрепляется модным сегодня тезисом о перспективах обеспечения региона качественной продукцией в условиях импортозамещения. «Петербургскую марку качества» продвигает СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».
Однако бывший начальник управления бытового обслуживания и развлекательного бизнеса КЭРППиТа Сергей Загреба прокомментировал корреспонденту «Новостей малого бизнеса», что в действительности нынешняя система добровольной сертификации была разработана задолго до того, как представляют сегодняшние обитатели Смольного. Например, делится своими наблюдениями Загреба, в апреле вице-губернатор Сергей Мовчан на встрече с активом Санкт-Петербургского Союза предпринимателей подчеркнул: «В последние годы в городе немало сделано для того, чтобы предотвратить проникновение на потребительский рынок некачественных и опасных для жизни и здоровья петербуржцев товаров, работ и услуг. Так, в частности, разработана система добровольной сертификации товаров, работ и услуг «Петербургская марка качества»; учреждена Премия по качеству».
«Читаю и удивляюсь: что имел в виду докладчик, говоря про «последние годы», так как премия по качеству в Санкт-Петербурге была учреждена в конце 90-х годов и «дожила» до наших дней, претерпев незначительные изменения в 2008 году, – рассуждает Сергей Загреба. – Проводит этот конкурс федеральное госучреждение «ТЕСТ-Санкт-Петербург». К обеспечению надлежащего качества товаров в магазинах конкурс отношение имеет очень опосредованное».
Как вспоминает наш собеседник, система добровольной сертификации ГОСТ-Р «Петербургская марка качества» была зарегистрирована еще в 2005 году. А около двух лет назад Смольный решил ее реанимировать, пообещав «двинуть» получившие сертификат товары на специально выделенные для них полки в сетевых магазинах. В результате этой акции несколько предприятий мгновенно получили 37 сертификатов на товарные наименования.
«Но какими сертификатами наши игристые вина или чаи «Принцесса Нури» с «Принцессой «Ява» или даже кофе «Жокей» не награди, на толпы вожделеющих их покупателей рассчитывать вряд ли приходится, – вздыхает эксперт «Новостей малого бизнеса», – поэтому начинание кончилось ничем. Можно было бы в этом ряду вспомнить еще и проводившийся в 2008—2011 годах конкурс «Сделано в Санкт-Петербурге». Однако все эти конкурсы на системной работе по обеспечению качества реализуемых товаров никак не сказываются, поскольку не разработаны действенные механизмы контроля над использованием знаков качества и их отзыва в случае ухудшения качества продукции. Поэтому даже если кому-то из покупателей и посчастливится встретить на полках магазинов товар с нанесенным на этикетку логотипом какого-либо знака – нужно осознавать, что к ранее существовавшему «Знаку качества» это не имеет никакого отношения».