Не путайте бизнес-инкубатор с технопарком!

Как уже сообщали «Новости малого бизнеса», в технопарке Technopolis Pulkovo состоялась конференция на тему «Настоящее и будущее бизнес-инкубаторов, технопарков и индустриальных парков в Санкт-Петербурге». Ее организовал журнал Commercial Real Estate North-West. Участники конференции пытались выяснить, каково будущее бизнес-инкубаторов, технопарков и индустриальных парков в нашем городе. Однако первое, что для этого нужно сделать, — это разобраться в определениях.
По мнению Эвелины Павловской, вице-президента по консалтингу компании GVA Sawyer, понятие бизнес-инкубатор больше связано с бизнесом, чем с недвижимостью. «Все, что здесь связано с недвижимостью, ограничивается размерами помещений, которые выделяются для компаний, — говорит она. — Бизнес-инкубаторы часто бывают составляющей частью технопарка. Поддержка и развитие бизнеса обеспечиваются с помощью управляющей компании. Успешность любого инкубатора определяется процентом выживших компаний, которые получили «путевку в жизнь». У разных компаний разный инкубационный период, он зависит от типа бизнеса. В среднем 33 месяца».
Эвелина Павловская поделила бизнес-инкубаторы на 3 типа: организованные венчурными бизнесами, созданные на базе вузов и научных центров и созданные властями. Каждый тип создается под определенную цель: первый – чтобы венчурный бизнес мог лучше контролировать свои инвестиции и получать гарантированную отдачу; второй – для стимулирования наукоемкого производства, а третий – для поддержки малого бизнеса.
В России под бизнес-инкубатором понимается объект не менее 650 кв. м, причем под малое предпринимательство должно быть отдано не мене 85% полезной площади. Есть также общее ограничение: одна компания должна заниматься не более 15% общей площади инкубатора. По словам Эвелины Павловской, арендные поступления бизнес-инкубаторов составляют 5-9% их доходов, а все остальное – это контракты на оказание сервисных услуг и другие виды доходов.
Эксперт рассказала и о других видах «территорий для бизнеса». Наука, образование, производство и капитал, взятые вместе, образуют технопарк. Он предполагает совместное использование компаниями оснащенной производственной, экспериментальной, информационной, инфраструктурной базы. Смысл технопарка заключается в экономии на дополнительных издержках.
В структуре индустриального парка под производство и логистическо-складскую деятельность отводится около 60-70% всей территории, 3-5% занимает общественно-деловая функция, 15% предназначено для инфраструктуры (дорожная сеть, объекты коммунальной инфраструктуры).
«В России в большинстве случаев образование индустриального парка начинается с появления крупного якорного арендатора, под которого формируется крупный земельный участок, который потом развивается в индустриальный парк», — цитирует Эвелину Павловскую «Строительный Еженедельник».

Справка «Новостей малого бизнеса»:
В Петербурге сегодня действует два городских бизнес-инкубатора, которые финансируются за счет бюджета — «Кристалл» и «Ингрия». Кроме того, развиваются частные инкубаторы при различных вузах и промышленных площадках. На выставке «Интерстройэкспо» представители Комитета по строительству рассказали о планах создания образовательного центра на базе строительного технопарка, который будет строиться на улице Трефолева. Пока концепция технопарка еще только разрабатывается. Однако, скорее всего, по формату он будет близок к бизнес-инкубаторам.
В целом же, как пояснил корреспонденту «Новостей малого бизнеса» заместитель председателя КЭРППиТ Кирилл Соловейчик, развитие технопарков в Петербурге в конечном итоге упирается в законодательство. Государство не может строить здания для частных компаний. Оно может только выделить инженерно подготовленные территории, а строить придется либо за собственный счет, либо за счет инвестора, который и станет владельцем здания. Нынешнее законодательство, по словам Кирилла Соловейчика, не позволяет также создать государственно-частное партнерство для строительства технопарка. Более того, быстро (в течение года-полутора лет) создать технопарк можно только на частные средства. Государство слишком неповоротливо, считает чиновник.