«Доля малого бизнеса в наших проверках — всего около 0,4% от общего количества налогоплательщиков, — сказал представитель налоговой службы в интервью РБК daily. — К тому же перед каждой проверкой мы проводим общую оценку налоговых рисков. Затем анализируем, реальные это риски или просто недочеты методологии». По его словам, налоговики проверяют малый бизнес только тогда, когда предполагают «явное и существенное нарушение налогового законодательства».
Внимание ФНС могут привлечь постоянные убытки и разница в показателях. «Мы не понимаем цель создания организации, которая из года в год грязнет в убытках, анализируем источники их покрытия. Еще один маячок — разница в показателях: когда компания публикует данные о своей прибыльности, а по налоговому учету мы видим обратную ситуацию. Внимание уделяется и движению по счетам с особым прицелом на фирмы-однодневки и их взаимосвязи», — разъяснил Даниил Егоров. По его словам, все эти показатели размещены на сайте ФНС, и любой налогоплательщик всегда может сам себя проверить и оценить свои налоговые риски.
По мнению начальника Управления досудебного аудита ФНС РФ, «нормальный» малый бизнес может не бояться проверок: «Если малый бизнес отвечает нормальным критериям — небольшие обороты, стабильная прибыль и прочее, — мы десять раз себя переспросим, зачем мы туда идем. Чтобы доначислить три копейки? Кому это нужно?» — задает он риторический вопрос.
К тому же, «судя по количеству налоговых споров, сейчас бизнес совсем не выглядит забитым. Он привык, что может отстаивать свои права», — добавил Дании Егоров. Об этом свидетельствует как статистика ФНС, так и статистика судов.
Напомним, что, как сообщали ранее «Новости малого бизнеса», в Управлении ФНС России по Санкт-Петербургу считают повышение качества контрольных мероприятий, досудебного урегулирования споров и сокращения судебных споров с участием налоговых органов одним из приоритетных направлений деятельности. Дело в том, что хотя доля жалоб, поданных физическими лицами в Управление, сократилась, одновременно увеличилось количество жалоб, поданных индивидуальными предпринимателями, большую часть которых составляют жалобы на решения, вынесенные по результатам налоговых проверок. Что касается видов налогов, то большая часть приходится на жалобы по НДС. Наибольшую долю — 64 % в числе удовлетворенных жалоб составляют жалобы на решения, вынесенные по результатам выездных и камеральных проверок.