Контейнеровоз

Логистика на грани фантастики

Большинство крупных морских перевозчиков приостановили работу в нашей стране и не принимают к отправке грузы из страны. «Новости малого бизнеса» выслушали, как видит новую логистику и пути ввоза-вывоза товаров Игорь Жирнаков, директор Северо-Западного региона Hecny Group Russia.

Меняйте порты назначения

Многие грузы, которые в данный момент оказались на воде, оказались в ловушке. Ситуация меняется чуть ли не ежедневно. В портах трансшипмента севера Европы (Нидерланды, Бельгия, Германия) скапливаются очереди: товары, идущие в Россию, застряли на проверке – смотрят документацию, сверяют с санкционными списками и проводят досмотры, объясняет Игорь Жирнаков.

Пропускают быстро только скоропортящиеся грузы и товары первой необходимости. В данной ситуации логисты рекомендуют компаниям, чей товар ещё находится на воде, менять порты назначения на Прибалтику или Финляндию, а далее по земле вывозить в Россию.

Однако подход к ввозимым товарам различается, и в каждом порту необходимо уточнять конкретные требования. Линий, доставляющих грузы непосредственно в Петербург, практически не осталось. Импортёрам следует постоянно мониторить новости.

Существуют попытки заменить северные порты доставки, например, Турцией и уже оттуда строить логистику с помощью локальных черноморский линий до Новороссийска.

Пока без перебоя

Старый добрый железнодорожный транспорт сейчас обеспечивает бесперебойную доставку грузов из Юго-Восточной Азии, в том числе и тех, что прибывают в порты Дальнего Востока.

Если говорить об автоперевозках, то выросло время ожидания на границах. Причина та же – проверки на санкционку. По воздуху импортно-экспортные грузы доставляются через аэропорты стыковки в дружественных Казахстане и Республике Беларусь. Живой поток также обеспечивается из Узбекистана. Если сокращение авиаперевозок и сказалось негативно, то это касается небольших по объему грузов, отправляемых на Ближний Восток, в частности – в Иран.

Логисты прорабатывают вариант отправки грузов по земле из Юго-Восточной Азии до Турции через Грузию. Предполагается, что это не будет дороже, чем уже упомянутыая доставка морем в Новороссийск.

От нашего стола – вашему

И если ситуацию с импортом ещё можно как-то решить, то с экспортом ситуация обстоит гораздо сложнее. Почти во всех европейских портах трансшипмента груз с российским происхождением ожидают трудности. Поэтому экспорт в Египет, к примеру, сегодня крайне затруднителен – логистическая цепочка выстроена через Европу. Остаётся спасительный Новороссийск с локальными линиями – и в Египет, и в Израиль. Крупные перевозчики предпочитают воздерживаться от общения с российскими партнёрами.

Кстати, пока между Россией и Америкой сохраняется одна паромная линия с прямым судозаходом в порт Норфолк. Но как долго будет работать эта ниточка, предсказать никто не берётся, к тому же необходимо принимать во внимание существование санкционных списков товаров. А вот из Петербурга в Канаду отправить ничего не получится, потому что прямых заходов нет. По словам Игоря Жирнакова, каждую отправку груза приходится организовывать в индивидуальном порядке.

«Плохое» происхождение

Получается, что отправить товар с российским происхождением – ещё тот квест. Формально можно изменить страну, продав груз, например, в Абхазию или Казахстан. Но гарантировать положительный результат рискованно – ведь проверяются документы, которые выданы торгово-промышленной палатой страны-отправителя. Обойти препоны, возможно, удастся, если не просто продать, а оформить перерегистрацию в транзитной стране.

Что касается ввоза, то вариант – указать получателем груза компанию-экспедитора в Прибалтике или Финляндии, чтоб нейтрализовать отношение к России. Игорь Жирнаков поясняет, исходя из недавнего опыта отправки грузов из Китая, Финляндия в его личном рейтинге стоит выше, чем Прибалтика.

Спекулятивные методы

На этом фоне импортные и экспортные ставки выросли в несколько раз. Как считают эксперты, существует и дефицит свободных контейнеров. Транспортные перевозки всегда были подвержены спекуляции: чем выше спрос, тем выше ставки. А сейчас инструментов для доставки становится меньше, отсюда и желание сорвать денег с отправителя.

Некоторые перевозчики пересматривают цены еженедельно. Другие резко повысили и на этом остановились. Но если текущая ситуация не изменится, ставки будут стремиться вверх. Рассчитывать на вмешательство государства бессмысленно – оно никогда не регулировало экономику в этой отрасли. Правда, по словам представителей Санкт-Петербургского центра поддержки экспорта, Минпромторг совместно с Минтрансом взялись решать проблему, связанную с нехваткой контейнеров.

Похоже, российские власти станут закупать контейнеры централизованно с последующим предоставлением участникам рынка. Условия предоставления пока точно не определены. Рассматриваются разные форматы, например, приобретение в лизинг.

На правительственном уровне экспортёров собираются поддерживать, упрощая способы получения субсидий, как федеральных, так и региональных. Это относится как к оптимизации пакета документов и регламента их подачи, так и увеличения финансовых лимитов по линии государственной поддержки.

В целях своевременного консультирования экспортёров, Минпромторг, Минтранс и ФТС открыли горячие линии.
Сообщить о сложностях, возникающих в вопросах ввоза-вывода товаров или узнать о механизмах государственной поддержки можно в Минпромторге России: e-mail: export@minprom.gov.ru, +7 903 199 53 48 (Telegram, WhatsApp).

Обратиться за консультацией по вопросам международных грузовых перевозок следует в Министерство транспорта: e-mail: griz@sicmt.ru, +7 (499) 495-00-11.

По вопросам перемещения товаров и функционирования пунктов пропуска предлагается обратиться на горячие линии ФТС:
Центральное территориальное управление: 8 (499) 975-16-03
Северо-Западное территориальное управление: 8 (812) 643-34-14; 8 (812) 640-34-52
Южное территориальное управление: 8 (863) 250-93-15
Северо-Кавказское территориальное управление: 8 (879) 225-48-33
Приволжское территориальное управление: 8 (831) 229-93-30; 229-95-53; 229-93-49; 229-93-51
Уральское территориальное управление: 8 (343) 359-52-11
Сибирское территориальное управление: 8 (383) 319-90-30
Дальневосточное территориальное управление: 8 (423) 265-11-23

Екатерина КЛИМИНА